Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 230-летию Иоганна Стрикснера. Литография «Святое семейство»

В графической коллекции музея хранится произведение знаменитого немецкого литографа Иоганна Стрикснера (Johann Nepomuk Strixner. 1782–1855), творческий путь которого связан с Мюнхеном. В этом городе он учился у Германа Миттерера,  в 1799 году создал первые гравюры на меди, в 1809 поступил в Академию изящных искусств и вскоре стал отдавать предпочтение литографии. Именно на этой технике он в дальнейшем специализировался при репродуцировании произведений старых мастеров, что принесло широкое признание.  

Представленная на выставке литография «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО» посвящена одному из популярных сюжетов в итальянской живописи эпохи Возрождения. Работа воспроизводится в числе хранящихся в Баварских государственных коллекциях живописи с авторством итальянского мастера Андреа дель Брешианино (Andrea del Brescianino. 1485/87 – после 1530). Историю произведения установить не удалось, но ранее, видимо, оно хранился в доступных коллекциях. Сведений о живописце сохранилось мало, не выяснен до конца круг его работ.

Между тем под литографией указывается имя Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo. 1472 – 1517). Он автор многочисленных изображений Мадонны с младенцем Христом и наряду с А. дель Сарто оказал влияние на творчество А. дель Брешианино.

В XIX веке произведение получило известность за пределами Италии благодаря И. Стрикснеру, который в технике литографии, получившей распространение в Европе, его репродуцировал.

Литогра?фия  — разновидность печатной графики, основанная, в отличие от гравюры, на технике плоской печати, при которой типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический процесс, подразумевающий получение Оттиска делается с поверхности специального литографского камня, который после соответствующей обработки на отдельных участках принимает специальную краску, а на других отталкивает. Литографский камень подготавливают шлифованием водой с песком, добиваясь либо совершенно гладкой поверхности, либо фактурной. Рисуют на камне специальным литографским карандашом и тушью, используя самые разные технические приёмы: заливку, штриховку, процарапывание.

Материал подготовлен Л. И. Овчинниковой.

   
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.