Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 150 лет со дня рождения томского художника Ткаченко Николая Павловича

К 150 – летию видного томского художника Ткаченко Николая Павловича (1867–1920)

Николай Павлович Ткаченко принадлежит к плеяде значительных томских художников, сыгравших важнейшую роль в преодолении художественной отсталости Томска в начале XX века. Появление в Томске группы профессионально подготовленных художников было обусловлено открытием в городе высших и средних учебных заведений. Н.П. Ткаченко с единомышленниками Л.П. Базановой, А.С. Капустиной, З.А. Рокачевским, М.М. Щегловым сделал важнейший первый шаг в создании культурной среды для развития изобразительного искусства.

О жизни этого одного из самых заметных и активных томских художников того времени все еще известно немного, впрочем, как и о большинстве томских мастеров. В Томске он жил с 1905 года, с этого времени и до конца жизни преподавал рисование в женской профессиональной школе и в 3-классном ремесленном училище. До приезда в Томск учился на педагогических курсах при Академии художеств в Петербурге.

Н.П. Ткаченко, обращавшийся в своем творчестве к историческим сюжетам, создававший тематические композиции, портреты, часто выставлявший крупные полотна, в наше время может быть представлен единичными небольшими сохранившимися этюдами.

Личность художника, его деятельность в Томске раскрывают для нас в основном газетные публикации.

К преподавательской работе, которой он оставался верен на протяжении всей жизни, художник Н. Ткаченко относился творчески. Он отстаивал свои взгляды на преподавание изобразительного искусства в прессе. Николай Павлович внедрял разработку сибирских мотивов в творческие работы своих учеников. Вместе с ученицами женской профессиональной школы разрабатывал образцы для вышивок на основе рисунков сибирской флоры.

Н. Ткаченко регулярно устраивал открытые выставки творческих рисунков в школе, охотно посещаемые томичами. Его достижения в этой области были оценены общественностью. В статье из газеты «Сибирская жизнь» 5 января 1912 года мы читаем: «…Г. Ткаченко с успехом применяет, начиная с 1907 года, сибирские мотивы при композициях, исполненных в женской профессиональной школе и Королевском ремесленном училище; со вкусом, умением и большой любовью исполнены сибирские растения и животные  в рисунках для вышивания, в рисунках для подушек, полотенец, салфеток, кофточек и т.д. Этих рисунков, выполненных под руководством г. Ткаченко, более сотни, и они ждут практического применения». Художник упорно доказывал своим коллегам–педагогам женской профессиональной школы необходимость использовать рисунки учащихся вместо образцов для вышивок, присылаемых из столицы. В мае того же года «Сибирская жизнь» писала, что в каждом разделе очередной выставки особое внимание привлекали работы, выполненные ученицами по собственным рисункам-композициям, которых около 300. «Во всех чувствовалось желание воспроизвести сибирскую природу». В 1915 году художник ездил в Петербург для изучения постановки обучения рисованию в профессиональных школах Петербурга и знакомства с деятельностью музея прикладного искусства.

Несмотря на очевидную постоянную занятость, Ткаченко плодотворно работал на протяжении всего томского периода жизни как пейзажист, создавал большие жанровые и исторические композиций, реже писал портреты и декорации для любительских спектаклей. Художник совершил несколько творческих поездок в Горный Алтай. В период 1907–1912 гг. алтайская тема становится одной из основных в творчестве ведущих томских художников, среди которых Н.П. Ткаченко.

Он был в числе шести профессиональных художников, задумавших проводить в Томске ежегодные художественные выставки. Первая из них, проведенная в рождественские дни 1908–1909 годов, положила начало новому явлению в Сибири – периодическим выставкам и убедила в необходимости объединения.

Весной 1909 года Н.П. Ткаченко с той же группой соратников стал организатором, членом-учредителем первого в Сибири объединение художников – Томского общества любителей художеств (ТОЛХ). Как один из видных деятелей общества в последующие годы неоднократно избирался в его правление.

Как показало время. Ткаченко стал одним из самых постоянных участников периодических выставок ТОЛХ. Он выставлял произведения на всех 11 периодических выставках, устроенных ТОЛХ.

Больше половины из 28 картин, показанных им на I периодической выставке томских художников, были посвящены Алтаю. О 14 этюдах мы не можем этого утверждать, поскольку в каталоге не приведены их названия. В каталоге много пейзажей с точной географической привязкой: «Берег Катуни близь Элекманара», «Элекманарские горы», «Долина речки Маймы близ Улалы», «Муатинский белок», «Юмартинский белок» и другие (географические названия приведены нами в орфографии каталога). Ряд картин, таких как «Бия на рассвете», «Катунь шумит», видимо, имел более обобщенный характер. Архитектор Т. Фишель, увидевший в работах художника своеобразие техники, настроение и чистоту тонов, описал свои впечатления от некоторых работ Ткаченко. Мы мало знаем произведений мастера, поэтому интересно привести описание целиком: «"Катунь шумит". На первом плане берег, усеянный камнями, полузаросшими мхом, вода написана в светло-зеленоватых характерных тонах, переходящих в молочно-белый. Изорванные облака, точно испуганные бегут по небу, местами застилая Эликманарские горы заднего плана. При взгляде на картину так и чудится немолчный шум волн, кажется, что бодрящей свежестью воды веет на вас, а далеко уходящая тайга и горы ласкают красотой поэтичного Алтая.  "Поскотина Эликманара" весьма удачна по сильному общему тону и прекрасной гармонией воздушной и линейной перспективы. Гроза на берегу реки передана очень поэтично. Сероватая дымка покрывает картину и приносит много глубины и простора и воздуха». Другой рецензент А.В. Адрианов, отдав дань таланту художника, порекомендовал ему более серьезно изучать натуру.

Пейзажи этих мест Ткаченко выставил и на II выставке. Некоторые критики высказывали мнение, что Ткаченко в больших картинах «утрирует природу». Судить о правомерности подобного замечания сложно, слишком мало произведений этого плодотворно работавшего художника сохранилось. Возможно, только один очень маленький, но насыщенный по краскам этюд «Маки в цвету» относится к периоду летних работ на Алтае.

На III периодической выставке Ткаченко показал 6 сибирских пейзажей и 17 этюдов. На IV периодической В. Крутовский – автор отзыва о выставке назвал этюды Ткаченко» «прочувствованными», с ним согласился автор другого отзыва, отметивший удачу художника в передаче поэтической и одухотворенной природы в ряде вещей. По мнению критиков, на V выставке ТОЛХ, к участию в которой были приглашены столичные художники, только С.М Прохоров и Н.П. Ткаченко из томских художников смогли показать сколько-нибудь значительные работы. Ткаченко выставил шесть пейзажей окрестностей Томска. Выставка вызвала бурные споры, Николай Павлович принял активнейшее участие в диспутах, развернувшихся на выставке и в прессе. В VI выставку он дал 3 картины. Нам не удалось найти каталога VII выставки, но, по мнению писателя Г. Гребенщикова, на выставке единственной серьезной по замыслу работой была « На высоту» Ткаченко. На VIII периодической Н. Ткаченко вновь предстал плодотворно работающим на натуре живописцем, показав 20 этюдов. На IX периодической  он выставил 8 работ (портрет, пейзаж, эскиз декорации и этюды). На юбилейной X выставке (1917–1918) он также дал 8 работ, среди которых были 2 эскиза больших картин. Ткаченко создал самую значительную композицию на выставке – «Богатырь», о которой критик написал, что все образы эскиза «знакомы-перезнакомы». Между тем, впервые работавшее на выставке зрительское жюри, присвоило художнику второе место за это большое полотно. По оценке критика на XI периодической выставке Ткаченко показал неплохие этюды и слабую картину «Плач Ярославны».

Николай Павлович не замыкался в рамках деятельности ТОЛХ. В декабре 1913 он как зрелый мастер поддержал Ф. Гавельку и А. Худяшова, устроивших в Томске выставку томских и сибирских художников. Неоднократно Ткаченко посылал свои работы на выставки, возникшего после ТОЛХ, Иркутского общества художников. В мае 1918 года Ткаченко откликнулся на предложение стать педагогом открытой советской властью Сибирской народной художественной академии, просуществовавшей только месяц. В начале 1919 года он участвует одновременно в XI периодической и первой выставке, организованной новым объединением «Союзом томских художников»

В начале 1920 года Николай Павлович Ткаченко скончался от тифа.

Семья, находясь в бедственном положении, не смогла сохранить его произведения. Стоит заметить, что благодаря вдове художника в музее сейчас хранится принадлежавший Ткаченко классический образец творчества известного академика живописи А.Т. Маркова. Время оказалось безжалостным к работам самого художника, история их исчезновения не известна. Но активное участие Н.П. Ткаченко в культурном преобразовании Томска восстановлено и не забыто. В Томском областном художественном музее хранится 7 его небольших работ и одна картина «Озеро», они прошли реставрацию в музее, и всегда включаются экспозиции выставок, посвященных художественной истории города.

Автор Тюрина И.П.

Литература

  1. Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. 1. Живопись. С. 936.
  2. Томский некрополь. Списки и некрологи погребенных на старых томских кладбищах. 1827–1939 / Отв. ред. Н.М Дмитриенко. Томск, 2001. С. 211.
  3. Тюрина И.П. История томских периодических выставок (1908–-1919) // Художественная жизнь Сибири начала ХХ в.: К 90-летию Томского общества любителей художеств: Материалы региональной научно-практической конференции / Под ред. И.П. Тюриной. Томск, 2000. С. 17–47.
  4. Хроника художественной жизни Томска 1909–1919 гг. К 90-летию Томского общества любителей художеств (По материалам газеты «Сибирская жизнь»). Томск, 2000. С. 138 (Именной указатель).
  5. Томск художественный. Начало ХХ века: К 90-летию Томского общества любителей художеств: Каталог выставки / Отв. ред. И.П. Тюрина. Томск, 2002. С. 24, 33.
  6. Тюрина И.П. Ткаченко Николай Павлович // Томск от А до Я. Краткая энциклопедия города. Томск, 2004. С. 353.

Произведения Н.П. Ткаченко в Томском областном художественном музее

  • ГОЛОВА СТАРИКА. ЭТЮД. 1894         Картон, масло. 35х22,3
  • ДЕРЕВО. ЭТЮД. 1895                        Картон, масло. 28,7х21,7
  • ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ. ОБРЫВ. 1905       Картон, масло. 22,5х30
  • ОЗЕРО. 1911                                     Холст, масло. 61х86,5
  • ДЕВУШКА ПОД ДЕРЕВОМ. ЭТЮД     Холст, масло. 20х28
  • ПОЛЕ ЗИМОЙ                                   Картон, масло. 14х23,6
  • РЕКА НОЧЬЮ                                   Картон, масло. 25х31,5
  • МАКИ В ЦВЕТУ                                 Холст, масло. 25,5 х 19

Н.П. Ткаченко. Летний пейзаж. 1905

Н.П. Ткаченко. Озеро. 1911

Н.П. Ткаченко. Голова старика. Этюд

Н.П. Ткаченко. Девушка под деревом. Этюд

Ткаченко Н.П.

Ткаченко. Маки в цвету
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.