Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные / Попова-Капустина А.С.
В октябре 2013 исполнилось 150 лет со дня рождения художницы, внесшей значительный вклад в становление художественной жизни Томска.

Томск начала ХХ века знал ее под фамилией – Капустина. Августа Степановна Капустина (1863-1941) была связана родственными узами с крупнейшими русскими учеными той поры. Младшая сестра выдающегося русского ученого А.С. Попова она была замужем за известным ученым, профессором Томского университета Федором Яковлевичем Капустиным – племянником (сыном старшей сестры) Д.И. Менделеева.

Родилась Августа Степановна Попова 15 октября 1863 г. по старому стилю в промышленном Северном Урале в поселке Турьинские Рудники Пермской губернии (ныне г. Краснотурьинск) в семье священника. Ее отец Стефан Петрович Попов – потомственный почетный гражданин происходил из семьи, где священники были в девяти поколениях. Мать Анна Стефановна тоже принадлежала к роду священнослужителей. У Августы было два брата и четыре сестры. Многодетная семья Поповых жила на очень скромные средства. Священник Попов вошел в историю края как человек, неустанно боровшийся за просвещение уральцев, в собственном доме на свои средства он организовал школу для девочек, до этого в поселке была только школа для мальчиков. Небольшие живописные этюды А. Капустиной, хранящиеся на родине художницы в Мемориальном музее А.С. Попова в Краснотурьинске передают облик ее близких и окрестности ее родных мест.

Рисовать Августа Попова, видимо, начала очень рано. О том, как прошло детство художницы, как, впрочем, и ее знаменитого брата ничего не известно. Мемуары Поповых, если они и были, до сих пор не опубликованы.

Известно, что в 1880 году в 17 лет Августа Попова начинает посещать Петербурге в качестве вольнослушательницы головной класс живописного отделения Академию художеств. Вероятно, младшие Поповы приехали в Петербург вслед за братом Рафаил, который, несмотря на молодость, приобрел уже известность как журналист. В августе 1881 года Августа поступила в число постоянных учеников Академии, в 1884 года окончила обязательный полный научный курс, необходимый для получения звания классного художника. В августе 1886 года переведена в последний класс – натурный.

Далее Августа учится до 1890 года с перерывами, связанными с болезнью и отсутствием средств на возвращение в Петербург из Пермской губернии. Ее брат Александр, прекрасно окончивший университет в 1882 году, вынужден был, отказаться от «приготовления к профессорскому званию». Чтобы обеспечить свою молодую семью, он стал преподавателем Минного офицерского класса. В эти годы Августа Попова выходит замуж за друга и соратника своего брата, физика Федора Яковлевича Капустина. (Ф.Я. Капустин (1856-1936) – профессор по кафедре физики Томского университета в 1889–1909. Основоположник ряда научных направлений в области физики в Сибири, в частности рентгенологии, метеорологии и сейсмологии).

В годы учебы будущая художница проявила одаренность и усердие. В 1890 году за работу, выполненную в этюдном классе, удостоилась малой серебряной медали. Таким образом, у нее были все основания, после окончания академии получить звание классного художника. Но в том же году по собственной просьбе, в связи невозможностью продолжать учебу далее, она попросила присвоить ей звание неклассного художника исторической живописи. Учебу Августа Капустина прервала в связи с назначением мужа профессором в Томский университет, но художница не оставляла мысль о продолжении образования. В 1894 году она обращалась в Академию с просьбой о разрешении посещать вольнослушательницей мастерскую одного из профессоров, т.к. у нее появилась возможность провести учебный год в Петербурге.

Томский период жизни с 1890 по 1909 год оказался звездным в творческой карьере художницы. Здесь она обрела славу одного из лучших томских художников, стала заметной фигурой в культурной истории города.

Капустина сразу же включилась в работу прогрессивной городской интеллигенции по организации художественного образования томичей. В ту пору в Сибири не было художественных школ и училищ. Томским обществом был предпринят ряд попыток в этом направлении. Немало сил времени, энергии отдала этому делу и Августа Степановна. В параллельных классах женской гимназии на Юрточной горе в конце 1890 годов открылись классы рисования для девочек. Их руководителем и преподавателем на «безвозмездных» началах стала Капустина. Посещали классы в основном ученицы рукодельных школ, поэтому «занятия были сосредоточены на копировании рисунков разных стилей» и сочинении орнаментов. Самой учительнице, вероятно, это представлялось малоинтересным, поэтому осенью 1891 году она ввела по воскресным дням в программу обучения работу с натуры. Число учащихся сразу же значительно выросло. Четыре года Капустина вела занятия. Позже передав преподавание М.П. Черепановой, принимала активное участие в жизни классов, оставаясь их попечителем. В 1901 году Капустина вновь входит в преподавательский состав классов, преобразованных в художественно-промышленные, где ведет занятия лепкой и декоративной живописью.

Одной из первых среди художников Капустина открыла собственную студию. В студии постигали первые азы мастерства известные в последующем архитектор В. Оржешко, художник Н. Смолин и менее известные любители Н. Сухова, И. Аронова, участвовавшие позднее в художественной жизни города. Замечательный томский архитектор Викентий Оржешко говорил, что «он главным образом обязан А.С. Капустиной своим прозрением, благодаря ей, поступил в Академию художеств; она передала своим ученикам технику живописи, открыла им глаза на то, что писать и как писать, выяснила смысл работы и указала пути к достижению».

Не оставила Капустина в Томске и профессиональную художественную работу. Долгое время он была единственным среди томских художников мастером, владевшим различными техниками: работала маслом, пастелью, акварелью. Разнообразны были ее работы в жанровом отношении, художница создавала пейзажи, жанровые композиции, портреты, натюрморты.

Августа Степановна не замыкалась в кругу собственных творческих интересов. Факты говорят об ее активном участии в различных формах культурной жизни, о контакте с широким кругом томской творческой интеллигенции. Для многих художественных и научных акций, проводимых различными томскими обществами, ею создано немало портретов ученых, музыкантов, писателей: В. Белинского и Н. Некрасова (1898), А. Пушкина (1899), Т. Шевченко (1899), Ч. Дарвина (1909) и других. Судя по отзывам, работала над такими портретами тщательно.

Великолепную профессиональную подготовку, знания и прогрессивный взгляд на искусство проявила она в отзывах в томской прессе на персональные выставки местных художников. В 1906 г., познакомившись с очередной выставкой плодовитого живописца В.Д. Вучичевича, тонко подметив достоинства отдельных работ, она предостерегала его бесконечного повторения в угоду публике отработанных мотивов. В 1909 г. Августа Степановна рекомендовала горожанам посмотреть выставку талантливого импрессиониста А. Никулина, привезшего свои работы из Барнаула на выставку в Томск. Свежую смелую живопись Никулина, наполненную светом и цветом, она назвала «хорошим лекарством … против банальности и безвкусия».

Художница откликалась на многие события, происходившие в городе. В 1899 году принимала участие в выставке дамского рукоделия. В марте 1909 вдохновленные докладом А.В. Адрианова о шаманизме и демонстрацией камлания алтайского шамана Мампыя в Общественном собрании, Капустина и ее коллега Л.П. Базанова написали портреты Мампыя. Судьба портрета, созданного Капустиной неизвестна, в то время как работа Базановой экспонируется в Государственном музее истории религии. В 1898 году благодаря инициативе и усилиям Августы Степановны был совершен новый шаг в развитии художественной жизни города. А. Капустина и М. Черепанова задумали устроить в здании народной библиотеки художественную выставку, что само по себе было редким явлением в городе. Задумка художниц была еще более смелой. Они намеревались наряду с произведениями местных живописцев включить в экспозицию работы русских и зарубежных мастеров из частных коллекций. «Деятельно» занявшись подготовкой выставки, художницы сумели выявить и показать более 70 произведений. Выставка стала первым опытом группового выступления томских художников.

Несомненным успехом художницы стало ее приглашение как ученицы Академии к участию в 1903 г. в Первой сибирской передвижной выставке, организованной петербургскими художниками в Томске, Красноярске Иркутске А. Капустина выставила 4 работы: «Бродяги в лесу», «Бродяги», «Боярышня», «Зимняя ночь в Томске». Благожелательно отозвалась в прессе о работах Капустиной Л. Базанова, оценив намерение художницы работать в редком для сибирского искусства жанре. «Выставка вызвала массу толков и оживление в томском населении», почти 5000 человек пришли полюбоваться картинами. Представляется, что во многом успех был обеспечен главным организатором выставки в Томске – А.С. Капустиной.

Огромным вкладом А.С. Капустиной в развитие Томска, как культурной столицы, стала ее активнейшая работа по организации Общества любителей художеств – первого крупного самостоятельного художественного объединения Сибири. По признанию ее коллег-художников вся нагрузка легла тогда на плечи двух женщин и, пожалуй, крупнейших на тот период томских художников – Л.П. Базановой и А.С. Капустиной.

Началось все в 1908 г. с грандиозного замысла – устраивать в городе ежегодные художественные выставки, Подобного не было ни в одном сибирском городе. Два месяца художницы упорно добивались от городской управы разрешения провести выставку в центре города в Гоголевском доме. Первая периодическая выставка томских художников состоялась в Рождественские дни 1908 г. Шестеро художников: Л. Базанова, А. Капустина, В. Лукин. З. Рокачевский, М. Щеглов, Н. Ткаченко и четверо их учеников (в основном А.С. Капустиной) выставили 350 произведений. Капустина показала 42 работы. Большая часть из них носила законченный характер. Критики писали, что ее полотна занимают на выставке видное место. Особое внимание зрителей привлекли жанровые работы.

Одна из любимых ее тем – изображение семейного быта: «Семейный портрет», «Постройка из кубиков», «С куклой», «В кабинете», «За пасьянсом», «Спящий ребенок». «За книгой». «Молитва». «На качели». В Томске в семье Капустиных родилось 4 детей: поэтому у художницы не было недостатка в натурных впечатлениях для работы. Эти работы свидетельствует о стремлении художницы дать в произведении развернутый рассказ с помощью мастерски выстроенной композиции, умелого включения сценки в интерьер, точно проработаных ракурсов фигур и жестов. Известный томский архитектор Т. Фишель в обзоре выставки назвал ее картины «очищающими… нравственную атмосферу». Через много лет Н.Г. Котов, вспоминал впечатление, произведенное на него и его друга М. Черемныха (в будущем известных советских художников) тогда гимназистов одна из работ художницы: «Подолгу и задумчиво простаивали мы и около тонко написанного жанра «Оборванная струна» художницы Капустиной».

Устойчивый интерес художницы к характерным для сибирской жизни темам продемонстрировал другой ряд ее жанровых работ: «Бродяга-корзинщик», «Под кедром», «Переселенка».

Кроме законченных вещей Капустина включила в экспозицию, 11 алтайских этюдов. Как и другие ведущие томские художники, она по приезду в Томск включилась в работу по изучению быта и культуры коренных народов Сибири. Неоднократно летом, выезжала работать на натуре в Горный Алтай. Местонахождение алтайских работ художницы не установлено, между тем написано их было немало. Вместе с Капустиной на Алтае работали ее ученики.

Окрыленные успехом выставки художники задумали объединить все художественные силы города. Капустина была в марте 1909 года на учредительном собрании Томского общества любителей художеств в качестве одного из его организаторов. Среди членов-учредителей значился и Ф.Я. Капустин.

Но уже в мае Капустины покидали Томск, в связи с уходом Федора Яковлевича в отставку. Провожая Августу Степановну, друзья художники преподнесли ей «роскошный» альбом с собственными рисунками акварелью, карандашом, сепией.

В 1910 году Капустины поселились в Покровском, в четырех верстах от Боблово – имения Д.И. Менделеева, куда он мечтал собрать всех родных, в том числе «перетащить» из Томска Федора Яковлевича с Августой Степановной.

Контакты Августы Степановны Капустиной с Томским обществом любителей художеств на этом не закончились. Ей предназначена была роль «делегата Общества в Петербурге», которую до определенного времени она выполняла. В Петербурге Капустина помогала обществу в осуществлении заявленных в уставе целей. К ней обращались за помощью по сбору в Петербурге средств для задуманного художественно-промышленного музея, и продвижению по инстанциям устава планируемой к открытию в Томске «Школы живописи и ваяния». В 1912 году. Капустина помогла организовать участие большой группы томских художников в I Всероссийском съезде, благодаря чему съезд уделил серьезное внимание вопросам развития изобразительного искусства в Сибири. Более поздние связи с томскими художниками проследить не удалось. Художница прожила долгую жизнь, похоронена в Петербурге на Волковом кладбище. К сожалению, несмотря на наши попытки, на данный момент не удалось выявить сведений о петербургском, ленинградском периоде ее творчества, как и о судьбе ее творческого наследия, которое, вероятно, оказалось в руках разных наследников художницы.

Достоверно известно местонахождение нескольких произведений А.С. Капустиной, которые, естественно, не могут дать нам представление о масштабе дарованиях художницы. 6 работ хранятся в Томском областном художественном музее, 1 – в Томском областном краеведческом музее. 11 произведений в Мемориальном музее А.С. Попова в Краснотурьинске. Есть работы в музее А.С. Попова в Санкт–Петербурге, с которыми нас познакомили сотрудники этих музеев (теперь в архиве нашего музея хранятся 2 фотографии с академических работ художницы из музея Петербурга).

1 рисунок хранится в научной библиотеке ТГУ. Музеи ТГУ (музей истории университета и музей физики) располагает рядом копий фотографий А.С. Капустиной и ее семьи, полученных в разные годы от родственников художницы.

снс Тюрина И.П.

С полным текстом статьи и источниками, на основании которых она написана, можно познакомиться: Тюрина И.П. Августа Степановна Попова-Капустина (1863-1941). Страницы жизни (из опыта систематизации) // Труды Томского областного краеведческого музея. Или на сайте http://elib.tomsk.ru

А.С. Попова (Музей физики ТГУ)

Ф.Я. Капустин с женой (хранится в ТГУ)

Томский университет. Этюд. Х., м. 30x35,5. Томский областной художественный музей

А.С. Капустина за мольбертом

Альбом «Виды реки Чусовой А. Капустиной» (Мемориальный музей А.С. Попова, Краснотурьинск)

Сказительница. Х., м. 35,5x26. Томский областной художественный музей

Анна Степановна Попова с внучкой Екатериной Федоровной Капустиной. Этюд. Х., м. 33x33 (Краснотурьинск)
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика