Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06

Изделия из фарфора обладают необъяснимой, завораживающей притягательностью. Технология изготовления фарфоровой посуды зародилась в Китае. Секрет ее изготовления пытались разгадать в Европе не одно столетие, и удалось это сделать лишь в начале XVIII века. С этого момента появляется большое количество заводов как в Европе, так и на территории России.

Фарфоровая посуда сегодня прочно вошла в наш быт. Столовые, чайные, кофейные сервизы привычны в современном обиходе. Глядя на белоснежные чайники, расписные чашки с блюдцами, мало кто задается вопросом: как и кем создаются подобные предметы.

Создаются такие предметы на специализированных предприятиях и их изготовление требует хорошо оснащенного заводского производства. Например, чтобы сделать одну фарфоровую чашку требуется совершить до 80 различных операций, а температура обжига может достигать до 1500°С. Фарфор изготавливается из керамической массы, в состав которой входят смеси белых глин, каолин с добавками кварца, полевого шпата и др. Как правило, изделия имеют белый цвет, стенки предметов обладают тонкостью и прозрачностью.

За разработкой формы и декора каждого предмета стоит личность художника или дизайнера.

В коллекции декоративно-прикладного искусства нашего музея хранятся произведения современных художников-фарфористов, которые занимались разработкой образцов бытовой посуды. Таких, как: А.И. Борисов, В.Яснецова, В.И.Тодорская, Б.Е.Калита и др. Затем по эскизам образцы запускались в массовое производство и их можно было купить в магазине.

Возможно, томичи помнят отдел фарфора в магазине «Тысяча мелочей», где продавались чайные и кофейные пары, сервизы, выполненные на Ленинградском фарфоровом заводе. В частности, там был представлен сервиз «Витой» из тончайшего костяного фарфора. Предметы сервиза были декорированы характерной рифленой поверхностью и расписаны различными орнаментами. Автором этой формы является  прославленный формовщик завода Александр Иванович Борисов.

В нашей коллекции имеется чайно-кофейный сервиз, состоящий из 38 предметов. Выполнен он из костяного фарфора, технология и промышленный выпуск которого был впервые разработан в СССР в 1960-е г. на Ленинградском фарфоровом заводе. Этот фарфор отличается повышенной белизной, прозрачностью и просвечиваемостью стенок, по тонкости их можно сравнить с яичной скорлупой. В состав массы введены фосфаты кальция - зола костей крупного рогатого скота, отсюда и название – костяной. За создание этой технологии и промышленный выпуск изделий группа специалистов ЛФЗ в 1980 г. была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники.

Если установить конкретного автора того или предмета достаточно сложно, то определить завод, на котором было произведено изделие, довольно просто. На дне, как правило, ставится заводская марка.


Борисов А.И. Часть сервиза "Витой", 1982, Фарфор

Гориславцев В.Н. Сервиз "Белые ночи", 1970-е Фарфор, роспись

Калита Б.Е. Сервиз "Сопки" 1982 Фарфор, роспись

Яснецова В. Сервиз "Серебристый", 1973 Фарфор, роспись

Гориславцев В.Н. Поднос из сервиза "Белые ночи", 1970-е, Фарфор, роспись

Куприянова Н.М. Блюдо "На даче"

Тодорская В.И. Чайник "Тюльпаны", 1980-е, Фарфор, роспись

Чарушин Е.И., Заяц с зайчихой

Марка Дмитровского фарфорового завода

Марка Дулевского фарфорового завода

Марка Ленинградского фарфорового завода

Блохин В.И. ЛФЗ. Тюлень. До реставрации

Блохин В.И. Тюлень. До реставрации

Блохин В.И. Тюлень. 1960-е, Фарфор, роспись
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика