Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и мастер-классы / К юбилею известного томского художника Александра Васильевича Евтихиева

...4 июля 2019 года ему исполнилось бы 90 лет
Этот материал – рассуждение о поколении больших художников, к числу которых относился Александр Васильевич.

У них была сила духа не только отвечать за свои поступки, но и создавать будущее  – только так и возможно сказать о поколении наших отцов и дедов, которые жили, кажется, совсем недавно.
Мы любили и обнимали их, часто слушая вполуха, в уверенности, что их сила и мощь есть также и наша, а значит, пребудет с нами навсегда.
Но, нет, с тотальным упадком образования, незаметно подступила деградация общества и самого искусства. Уж они-то не только с презрением отвернулись бы, но гневно сжали кулаки, услышав от сограждан, что умение торговать гораздо выгоднее чистой совести.
Они, ветераны и дети Великой войны, всем существом знали, что не только без великой идеи, но и без совести, невозможны никакие великие свершения. Они знали, что нет, и не может быть никакой абстрактной «своей» правды, ни в жизни, ни в искусстве, а есть человек, живущий в координатах добра и зла, постоянного внутреннего нравственного выбора.  Наши отцы смогли бы - так или иначе, дать отпор духовным люмпенам, что цинично манипулируя обретенной толерантностью, пропагандируют своим творчеством скверну, насаждая нормы культуры, при которых люди вскоре сами начнут вырождаться.
Нынче у «каждого абрама своя программа».
В культуре исчезает нравственный выбор. А ведь только в нравственном аспекте художники могли прикасаться к судьбам мира и освещать их.
Сегодня культура лишается побудительного мотива, творцы заняты исключительно поисками невиданной формы. А значит еще более актуально звучат слова, когда-то вложенные нашим земляком в уста своих героев: – Как вам не стыдно дурачить людей? – спросил Страшила волшебника Гудвина.
– Сначала было неприятно, а потом привык, – ответил Гудвин.
Только не говорите о священном праве художника на сарказм, на свежий язык  постмодернизма и собственный новый взгляд, который опять после семнадцатого должен осквернить и дотла разрушить традиции. (Начать разрушение и полагается с осквернения). Не превращайте талант, если он есть, в свой главный товар. Не подрисовывайте усы Джоконде, сделайте что-нибудь сами. Не надо фантазмов, сыграйте партитуру. Не инкрустируйте свои работы чужой художественной кожей, но пишите их своей собственной кровью.  
Прежние художники так смогли - в бесконечном труде, дружестве, застольях и спорах. Такие разные и такие честные. Они предприняли колоссальные усилия, чтоб честно дорасти до понимания творческого процесса, дойти до преддверия прекрасного, великого и страшного духовного пространства, именуемого искусством, и осознать своё место в нём.  Нынче кто-то просто не успевает об этом даже подумать...
Но есть и сейчас, и ещё вырастут художники, понимающие всю губительность целенаправленного накопления разрушающих импульсов. Осознающие сложную истину о том, что художнику всегда необходимо сопротивляться. Даже не безучастно отражать действительность, а формулировать ее.  Что все преходяще, остается лишь совечное.
Что Господь художник, а дьявол - нет.
Поэтому, правда и жизнь за художниками. Подлинными.

И.А. Евтихиева


В городском саду

Заросший пруд

Земля

Зимка
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика