Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и мастер-классы / СКУЛЬПТОР - АНИМАЛИСТ АНДРЕЙ МАРЦ

95 лет назад родился скульптор, заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Валерианович Марц (26.06.1924, Москва –20.10.2002, Москва).

Андрей Марц... В истории отечественной анималистики второй половины ХХ века трудно назвать другого мастера, творчество которого столь достойно продолжало и обогащало художественный опыт предшественников натуралистов, таких как В. Ватагин, И. Ефимов, Д. Цаплин, А. Сотников.

Андрей Марц увлекся скульптурой с 12 лет. Из учителей, оказавших наибольшее влияние на его становление, сам художник выделял Павла Яковлевича Павлинова, давшего фундаментальное знание о построении художественной формы в период учебы в Суриковском институте.

            К концу 1960-х годов А. Марц уже сложившийся мастер, известный не только в России. В списке стран, признавших его оригинальную, выразительную пластику - Венгрия, Польша, Австрия, Германия, США, Франция, Болгария, Норвегия, Бельгия и другие. Произведения Андрея Валериановича Марца, вошли в собрания многих музеев и частные коллекции. В 1984 г. из Министерства культуры СССР в Томский областной художественный музей поступило удивительное по пластике произведение художника «ПТИЦА-СЕКРЕТАРЬ С ПОДНЯТЫМИ КРЫЛЬЯМИ».

Андрей Марц обладал редким даром воплощать в изображениях животных, зачастую камерных, масштаб огромного культурного пространства. Его острое, цепкое видение, подпитанное раскованным воображением и тонким чувствованием возможностей скульптурного материала, соединяло непосредственные реальные впечатления с глубокими познаниями истории мировой анималистики - от первобытных памятников и искусства кельтов до образов, знаков и символов, созданных изобразительной традицией народов Ближнего и Дальнего Востока, Китая, Индии и Северной Африки.

Так возникала новая скульптурная «живность», очень выразительная по формотворческим решениям, сочная по лепке характеров, живущая по каким-то своим особым законам, созданным для нее одним из тишайших созерцателей природы скульптором Андреем Марцем. Жирафы, похожие на ажурные затейливые башенные конструкции, антилопы, чьи полетные грации изящно подчеркнуты остроумным кроем объема из единого медного листа, носороги с монументальными панцирными телами, уподобленными доспехам средневековых рыцарей, рыбы, словно вылепленные по неведомым древним магическим рецептам, разнообразнейшие птицы, то танцующие, то хлопочущие по своим «житейским» надобностям, то трагически надломленные, в литьевой лепке которых угадываются следы экологических катастроф,...

Анималистика Андрея Марца примечательна еще и тем, что соизмерима со временем, которое он пережил. Прочувствованные им образы животных - лиричные и трагикомичные, монументальные и игровые, архетипные и конструктивно-декоративные - все они были отмечены печатью таланта их создателя и неповторимой марцевской любовью к жизни.

 

Материал подготовлен снс Исаевой Л.Ю.


Андрей Валерианович Марц

Марц. А.В. Стадо жирафов

Марц А.В. Жираф.

Марц А.В. Птица-секретарь. Из фондов ТОХМ

Марц. А.В. Птица секретарь с опущенными крыльями

Марц. А.В. Шелкогривый конь
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика