Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Портрет А.В. Касьянова - одна из вершин в искусстве В.А. Серова



«Одна из вершин» в искусстве В.А. Серова находится в собрании Томского областного художественного музея.

Портрет А.В. Касьянова. 1907

Холст, масло. 89х72. Слева внизу: Сђровъ 907
Поступил из ТОКМ в 1982, куда поступил из Государственного музейного фонда через Государственную Третьяковскую галерею в 1929; ранее – в собрании А.В. Касьянова
Реставрирован в 1966 г. в Томске сотрудниками ЦНХРМ (Москва) В.Н. Карасевой и О.П. Тесленко
Участвовал в выставках произведений В.А. Серова в Санкт-Петербурге и Москве в 1914 г.; произведений В.А. Серова в Москве и Ленинграде в 1965 г. (воспроизведен в иллюстрациях без нумерации); выставке из фондов музея в Томске, в 1980 г.; произведений В.А. Серова в Ленинграде в 1991 г., Памяти И.Е. Репина в ТОХМ в 1994 г. Включался в постоянные экспозиции музеев: ТОКМ, 1945, вторая половина 1940-х, 1948, 1952–1956, 1963, 1970, 1977; ТОХМ. 1987, 1988–1995, 2004–2014
Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 107–108 (воспроизведен).

Портрет Александра Васильевича Касьянова, созданный В.А. Серовым, принадлежат к числу лучших творений русской кисти.
Портрет А.В. Касьянова давно признан подлинным шедевром русской портретной живописи.
Предлагаем познакомиться с оценками и анализом произведения, сделанными его коллегами и ведущими отечественными искусствоведами.
«За портрет Касьянова или Гиршмана я отдал бы все его ранние портреты. В лучших портретах Серова характерное доведено до вершины»,– так оценил это произведение другой крупнейший мастер портрета того времени Б.М. Кустодиев.
Историк искусства, замечательный живописец И.Э. Грабарь причислял его к самым значительным созданиям мастера.

Портрет А.В. Касьянова привлекал внимание многих исследователей творчества Серова, как портрет, принадлежащий к высоким достижениям мастера, открывавшего новые пути активного восприятия и подачи модели.

По мнению крупнейшего современного исследователя портретной живописи Серова В.А. Леняшина в этом портрете сконцентрировались все новаторские находки мастера, ищущего в последнее пятилетие творчества «большой стиль», мастера, стремившегося достичь при декоративной выразительности и монументальности глубочайшего постижения модели.

Живопись В. А. Серова ко времени написания портрета А.В. Касьянова становится необыкновенно «продуманной и расчетливой». Валентин Серов был человеком и художником прямым, бескомпромиссным, требовательным как по отношению к себе, так и по отношению к своим моделям. «Я каждый раз увлекаюсь, …даже вдохновляюсь, но не самим лицом модели, а той характеристикой, которую можно сделать на холсте», – писал он о заказных портретах, к которым принадлежит и портрет Касьянова. Создавая портрет, Серов словно оценивает качества человека, выявляет главное в его духовной и нравственной жизни. Критическая направленность серовских характеристик в этот период значительно усиливается. Писаться у Серова было опасно, можно было получить нелицеприятную этическую оценку. При этом число заказчиков не уменьшалось, они прекрасно понимали, что из-под кисти мастера выходят произведения, которые принадлежат уже истории русской живописи. Недаром А.В. Касьянов, как и многие другие модели художника, предоставил свой портрет на посмертную выставку художника в 1914 г.

Исследователи подчеркивают, что предпосылкой восприятия человека у позднего Серова является острая композиция портрета.

Касьянов на портрете внешне неподвижен, спокоен, но это спокойствие вступает в зрительском восприятии в диссонанс с композиционными диагоналями, составляющими неустойчивый треугольник, в который вписана фигура. Положение фигуры, пересекающей холст из угла в угол, рождает ощущение некого беспокойства.

В последних портретах Серов чрезвычайно внимателен к определению места рук на холсте, к их рисунку, пластике, индивидуальным особенностям. Через руки, их движение зритель обнаруживает многое, что без них осталось бы скрытым. По мнению исследователей, характеризующий жест руки, цепко сжимающей бумагу, доведен художником в портрете Касьянова до совершенства. Рука с удлиненными пальцами и кистью, крепко держит лист бумаги, в ее рисунке есть что-то неприятное, напоминающее птичью лапку. Жест акцентирован тонально. И то, что Серов поместил в центре портрета не лицо, а бумагу, конечно же, усиливает впечатление холодности, исходящей от героя.

Фигура придвинута вплотную к зрителю, черное пятно замечается раньше, чем осознается его реальная основа-сюртук. Интенсивное использование силуэтности активного черного пятна обостряет подачу фигуры модели. Черный цвет касьяновского портрета словно сгущает его эмоциональную тональность.

Силуэтность используется как выразительное средство, подчеркивающее отсутствие «здорового» начала, позволяющее заметить узкие плечи. Силуэт усилен четкой линией, проведенной широкой кистью по всей фигуре, эта линия подчеркивает разный ритм в трактовке правой и левой частей фигуры, внося дополнительную ноту в общую дисгармонию образа.

В.А. Леняшин, проследивший в своем труде применение художником силуэтности, в «самом широком эмоционально – характеристическом диапазоне», увидел, как этот прием выразил «жесткую насмешку над внутренней ничтожностью в «Касьянове». Леняшин подчеркнул, что «критическое начало Серова (в портретах М.А. Морозова, А.В. Касьянова, Е.С. Морозовой, И.А. Морозова, супругов Гинзбургов) направлено не на саму модель, а на увиденную в ней возможность психологического и социального обобщения». Не стоит забывать, что портрет владельца миллионной торговой компании написан художником вскоре после трагических событий революции 1905 г, остро переживаемых художником.

При этом все исследователи подчеркивают предельную внимательность к индивидуальности модели. Грабарь вспоминал, что Серов, например, волновало, сумел ли он передать глухоту Касьянова, которого в Москве называли «глухарем». Головы героев всегда великолепно написаны в портретах Серова. Лепка головы Касьянова отличается четкой ясной характеристикой индивидуальных пластических объемов. Художник прощупывает костяк трехмерной формы, создавая объем мазками, точно ложащимися по форме, чтобы усилить звучание лица, Серов пишет для него фон, отличающийся тонально и фактурно от остального фона.

Живописец виртуозно соединяет силуэтность фигуры, резкий контраст белого и черного и пластичность лица и некоторых аксессуаров портрета.

Слова И.Э. Грабаря об «углубленной и сгущенной характеристикой, но при непременном высоком культе формы и цвета» в творчестве позднего Серова в полной мере относятся к «Портрету А.В. Касьянова».

Литература о произведении (с книгами о творчестве В.А. Серова можно познакомиться на выставке в библиотеке музея):
- Грабарь И.Э. В.А. Серов. М., 1913. С. 197;
- Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов: Жизнь и творчество. М., 1914. С. 174, 293;
- Русская живопись в музеях РСФСР. Вып. Х. М., Л., 1961. С. 48 (портрет воспроизведен);
- Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов: Жизнь и творчество. 1865–1911. М., 1965. С. 174, 177, 339–340;
- Кустодиев Б.М. Письма, статьи, интервью. Л., 1967. С. 229: Грабарь И. Валентин Александрович Серов: Жизнь и творчество. М., 1865–1911. М., 1980. С. 181, 270;
- Леняшин В.А. Л., 1980. С. 150, 151 (воспроизведен), 154, 156, 162, 166, 168, 170, 172, 174, 219, 245 (портрет воспроизведен);
- Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т. 2. С. 99, 101;
- Сарабьянов Д.В., Арбузов Г.С. Валентин Серов: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. Л., 1982. № 508 (местонахождение указано ошибочно); Леняшин
- В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы. 2-е изд. Л., 1986. С. 150, 151(черно-белое воспроизведение портрета) 154, 156;
- Валентин Серов. К 125-летию со дня рождения. Л., 1991. С. 42, 117; Лапшин В.П. Валентин Серов. Последний год жизни. М., 1995. С. 362, 374 (портрет воспроизведен на фотографии экспозиции посмертной выставки 1914 в Москве).

Герой портрета Александр Васильевич Касьянов

Долгие годы наши знания о личности и жизни героя портрета были ограничены и умещались буквально в одну фразу: «Касьянов Александр Васильевич (1851–1925) – известный сибирский коммерсант имевший влияние в торгово-промышленных кругах Москвы». Было известно еще, что по каким-то причинам И.Э. Грабарь упоминал о нем, как о неприятном человеке. Знали мы о нем как о коллекционере, владевшим замечательными произведениями современных ему крупных русских художников.

И только в последние годы появились публикации о предпринимательской деятельности и несколько расширяющие наши представления о личности А.В. Касьянова. [1]

1869 г. в 11 лет уроженец Иркутска Саша Касьянов начал работать «магазинным мальчиком» у И.Я. Чурина. «Чурин и К» была также крупнейшей универсальной фирмой Дальнего Востока. В 27 лет Александр Касьянов стал полноправным компаньоном торговый дом «И.Я. Чурин и К». Энергичный, трудолюбивый, наделенный пытливым природным умом Касьянов значительно расширит деятельность фирмы, превратив ее в торговую империю с мощным товарооборотом и огромными прибылями. Поставки товаров его торговому дому осуществляли текстильщики Москвы, предприниматели Одессы, Ярославля, Ростова-на-Дону, Симбирска, Тюмени, Томска и др. В Европейской России закупался сахар, бакалея, ткани, галантерея, керосин, табак, в Сибири - рукавицы, тёплая одежда, обувь, масло, мёд. Александр Васильевич хорошо сознавал экономические интересы России. Реализуя преимущественно отечественные товары, компания имела связи с иностранными торговцами. Фирма владела рядом промышленных предприятий, вкладывала капиталы в золотодобывающую промышленность и развитие транспорта и многое другое.

Со временем Касьянов перебрался в Москву, откуда успешно руководил делами фирмы. Имел влияние и в торгово-промышленных кругах Москвы. Известен благотворительностью в Иркутске, на Дальнем Востоке, в Москве. Удостоен звания коммерции советника за многолетнюю деятельность на Дальнем Востоке. В 1912 г., когда Касьянов отмечал 50-летие своей коммерческой деятельности, газета «Дальний Восток» писала, что его : «…благотворительная деятельность, как на Дальнем Востоке, так и в Москве известна всем». К 1917 г. торговый оборот фирмы Касьянова составлял огромную по тем временам сумму (более 35 млн. рублей в год) и была известна по всей России и за рубежом. Октябрьский переворот 1917 г. года заставил знаменитый торговый дом провести реорганизацию -появилось акционерное общество «Торгово-промышленное Товарищество на паях - преемники И. Я. Чурина и А. В. Касьянов и К» с капиталом в 21 мил. рублей. После революции компания открыла свои отделения в Манчжурии, куда в 1922 г. переехал и сам Касьянов, после чего дела сразу оживились. Работы большой фирмы Касьянова всегда была великолепно организована и четко отлажена. Как раньше на Дальнем Востоке фирма снабжала жителей Харбина всем необходимым. После А.В. Касьянова до 1937 г. фирмой управлял его старший сын.

Особенный интерес для музейщиков А.В.Касьянов представляет собой как коллекционер, который собрал замечательную коллекцию современного ему русского искусства. В состав коллекции входили 94 живописные произведения ведущих русских живописцев того времени, купленные непосредственно на выставках объединений «Союза русских художников» и «Мир искусства». После революции его коллекция была национализирована и разрознена, передана в разные годы в различные музеи. Собранные А.В. Касьяновым картины занимают видное место в собраниях музеев Омска (11картин), Астрахани, Козьмодемьянска, Курска, Перми, Севастополя, Еревана. Графические листы, которых тоже было несколько десятков, вошли в собрания ГМИИ и ГТГ (в том числе такой шедевр графического искусства как «Девочки Н.А. и Т.А. Касьяновы», созданный Серовым в год написания портрета их отца). Из собственного собрания Касьянова происходит и «Портрет А.В. Касьянова», хранящийся в Томске.

По материалам сайта: Игнатович Т.Н. О картинах из послереволюционных поступлений в собрания живописи Московского румянцевского музея. Послереволюционные поступления в здания Румянцевского музея в Старом Ваганькове

[1] По материалам сайтов: www.amurobl.ru, Реферат: Крупная буржуазия и купечество на Дальнем Востоке (XIX - ХХ вв.); http://forum.vgd.ru/post/614/31743/p1095751.htm

Статью подготовила И.П. Тюрина


В.А. Серов. Девочки Н.А. и Т.А. Касьяновы. 1907. ГТГ

Главный магазин и контора торгового дома в Благовещенске

Магазин фирмы в Харбине

Портрет В.О. Гиршмана. 1911. ГТГ

В.А. Серов. Портрет А.В. Касьянова. 1907

Фрагмент экспозиции посмертной выставки В.А. Серова в Москве. 1914
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.