Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 90 лет со дня рождения скульптора СМИРНОВА МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА. Виртуальная встреча.
«..Мои скульптуры просты, лишены всяческой внешней экстравагантности…».
Михаил Смирнов



26 января 2016 г. отмечается 90 лет со дня рождения скульптора, заслуженного художника России, народного художника РСФСР, СМИРНОВА МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА (26.01.1926, Москва – 10.01. 2011, Москва)

Михаил Смирнов учился в художественной студии Дворца пионеров им. П. Морозова в Москве, Московском областном художественно-педагогическом училище памяти 1905 г. у П.И. Петровичева, В.Н. Бакшеева, А.Н. Чиркова, Н.И. Абакумцева (1944–1945); в МВХПУ на отделении архитектурно декоративной пластики (1945–1950) у Г.И. Мотовилова, С.Л. Рабиновича, П.В. Кузнецова. Участник выставок с 1952. Член СХ с 1952, член правления СХ (1975). Жил и работал в Москве.


Персональные выставки: М., 1961, 1976; Смоленск, Ленинград, Горький, Ростов-на-Дону, 1978; М.,1988; М., 1993, 1995 (совместно с М.М. Воскресенской). Формирование Михаила Смирнова как художника началось в МВХПУ (б. Строгановское) под руководством таких прекрасных педагогов, как Г.И. Мотовилов и С.Л. Рабинович, которые воспитали молодого художника, научили работать без резчиков и форматоров в любом материале, привили любовь к труду скульптора.
Профессиональная биография, период «накопления», молодого скульптора началась в 1951 г. В составе бригады Г.И. Мотовилова до 1953 г. он работал над декоративной скульптурой на здании МИД, композицией станции метро Октябрьская, в павильонах Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Затем были запоминающиеся творческие командировки с группой московских художников на целинные земли в 1956 г. и по Енисею в 1971 г. В советском искусстве 1960-70-х гг. М. Смирнову принадлежит особое место. Художник более тесно, чем большинство его современников, был связан с традициями деревянной скульптуры: мастера пермской пластики, С.Т. Коненков и Г.И. Мотовилов - сыграли свою роль в его формировании. «С деревом меня свела война. Я был в муромских лесах, потом валил лес под Калинином. Когда кончилась война, мы, ребята, после техникума рванулись в глушь, крестьянской работы пришлось хлебнуть, - рассказывает художник. – В Зарайске я впервые занялся скульптурным делом. До этого привлекала живопись, а теперь стало интересно резать, идти вглубь». Неотрывно от русской деревни, глубинной России, ее людей формировалось его собственное отношение к традиционному искусству пластики. Однако традиционализм не помешал Михаилу Смирнову стать современным художником. Его творчество вбирает в себя важные проблемы нового искусства. Хотя М. Смирнов не выражает свое время непосредственно, сюжеты его произведений не имеют прямого отношения к тем событиям, которые волнуют умы современников, умение видеть реальные черты эпохи, воспринимать жизнь без раздражения на лихорадочные ритмы, сложные и противоречивые ситуации, говорит о том, что перед нами художник «со своей песней». И тема этой песня - человечность. Умение в простой позе, в выразительности естественных человеческих движений зафиксировать красоту повседневного бытия отличает многие работы скульптора. Скульптуры М.Н. Смирнова – это поэтические высказывания художника о смылсле жизни, о красоте, о людях труда.

Художник утверждает идеал человека, способного на сильные поступки и чувства. В этом воплощается его мечта о гармоничной личности, связанной с природой, любящей людей, знающей цену простому крестьянскому труду. «Меня мало интересует психологизм образов. Больше волнуют какие-то большие ритмы, существующие в мире, в природе. Они устойчивы, просты, непреходящи. Поясню. Часто возникает в воображении картина мира: пастух, стадо, поля, вдали лес. И верится, что подобные сюжеты наблюдал и Рембрандт, и другие художники прошлого. Их видели и до меня, наблюдал это я, ими будут вдохновляться и после меня. В этой устойчивости, неизменности бытия содержится какая-то удивительная, притягательная для меня сила. Может быть, в связи с этими ощущениями мои скульптуры просты, лишены всякой внешней экстравагантности». В этих словах – выражение верности своему призванию и своим идеалам. Значительным событием в биографии художника была поездка в Грецию. «Обычно нам говорят, что греческая скульптура развивалась от архаики через усложнения к ее классическим образцам. Мне показалась, что архаика – это очень сложно и содержательно»,- говорил он по возвращении. Интересная мысль, не случайная для М. Смирнова. Вот где источник его любви к конструктивной определенности, к немногословию, к бездетальности, к строгим ритмам и крепким объемам. А главное – пристрастие к выражению душевного покоя и содержательной красоты.

Произведения художника 1960-70 гг. – это работа с деревом. Михаил Смирнов обращается с ним легко и свободно: резец скульптора освобождает дерево от лишних наслоений и в монолитной целостности блока возникает образ. Среди работ этого периода работы: «Песня», «По воду», «Веселая доярка», «С коромыслом», «Яблоки», «Плотник», …
Но дерево не единственный материал скульптора. Работа в каменной пластике также интересна мастеру. Гранит – материал колкий, своенравный, любящий сильный, но точный удар, иначе снимать лишнее. Мягкость, округлость форм достигается в граните с большим трудом, чем в мраморе. Гранит фактурен, рябоват – это тоже нужно учитывать скульптору, иначе пестрота рисунка может нарушить форму, лишить ее необходимой текучести. М. Смирнов любит работать в граните. Интересны его работы в граните «Студентка» (1975), «Купальщица» (1976) и одна из последних работ «Осетинка» (1982), хранящаяся в Томском областном художественном музее. Скульптор говорит: «Гранит делать «вкусно», он очень жесткий и податливый одновременно. Он работает медленно и дает ощущение накопления формы. В твердом материале труднее продвигаешься к цели, больше задумываешься». В «Осетинке» будто сам материал заставляет вспомнить древних мастеров Эллады, создающих человеческие образы, не прибегая к детализации, не заботясь о частностях. Или обратится к великим традициям древнеегипетской пластики, которой свойственны и монолитность объемов, и подчиненность небольших форм главному, ведущему объему, и включенность одной формы в другую, и графичность деталей, не вырывающихся из целого. Все это есть в «Осетинке» Михаила Смирнова. Но взято серьезно, не как заимствование, а убежденно, как необходимость. И задача выполнена успешно, в прежнем ключе – необходимо отказаться от увлекательных частностей во имя строгой выразительности целого.
ОСЕТИНКА.1982г. Бюст. Гранит.
(из фондов ТОХМ. С-21)


Несколько знаковых дат из биографии мастера:
1954-2005 - активное участие более чем в 80 московских, российских, всесоюзных и международных групповых художественных выставках.
1961 - первая персональная выставка в Москве, совместно с М.М. Воскресенской.
1974 - выставка «Русское дерево». Париж, Франция.
1975 - выставка «Изобразительное искусство СССР». Болонья, Италия.
1975 - V биеннале «Искусство прибалтийских стран». Росток, Германия.
1977 - персональная передвижная выставка. Москва, Ленинград, Смоленск, Горький, Ростов-на-Дону, Ереван.
1982 - международное бьеннале в Венеции, Италия.
1983 - выставка «Советское Искусство». Вена, Австрия.
2008 - «Арт-салон», Москва.

Михаил Николаевич Смирнов скончался в Москве 10 января 2011 г.
Кроме ТОХМ, скульптуры Михаила Николаевича Смирнова находятся в собраниях ГТГ, ГРМ, более чем 30 музеев России и стран СНГ, Германии, Венгрии, Чехии, Франции и Англии, а также в частных собраниях в стране и за рубежом.

Литература:
С любовью к глубинной России. И.Светлов./ Художник № 8, 1977. С. 8-14.
Скульптор Михаил Смирнов. С.Б.Базазьянц./ Советская скульптура № 76, 1978. С. 125-136
Источник: www.oms.ru/names/smirnov/msmirnov.html
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.