Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 150 лет со времени смерти Игнаса Бриса

Исполненное в начале XIX века произведение бельгийского художника Игнаса Брисе «Портрет Терезы Лангендри» (холст, масло. 92х71) из коллекции Томского художественного музея отличается незаурядными живописными достоинствами. Строгая одежда, скрывающая фигуру, написана широким мазком, определяющий колорит картины черный цвет уверенно разработан в оттенках. Светом акцентировано внимание на лице и руках, которые тонко проработаны с использованием лессировок.

Трактовка модели неоднозначна. В старческих чертах угадывается проницательность, житейская умудренность, внутренняя собранность и некоторая закрытость. Пройденный путь от послушницы до настоятельницы монастыря приучил подчиняться непростым законам монастырской жизни и отразился в облике. Опираясь прежде всего на мощные реалистические традиции фламандской и голландской школы, которые не прерывались с XVII века, художник создал психологически выразительный и лаконичный образ.

Модель не осталась безымянной благодаря тексту в верхней части полотна на французском языке: "Thérèse L’Angendries âgee de 80 ans. Supérieure de la Communauté Hospitalière de St. Jean à Bruxelles / Тереза Лангендри в возрасте 80 лет, начальница .госпиталя Св. Жана в Брюсселе. Автор включил текст в живописное пространства картины, следуя традициям старых мастеров".

Историю появления портрета в России отражает сохранившаяся на обороте картины датированная наклейка с текстом: "Тереза Ланжендри. Родилась въ 1740 в Брамантђ. Поступила въ сестры 1763. Избрана начальницею въ 1785. В званiи которомъ умерла въ 1823. 83-хъ летъ отъ роду. Никогда изъ Брюсселя не выђзжала. Въ 1815 г. во время войны привезены были въ монастырь раненные, въ том чис[лђ ру]сскiе, и, вђроят[но], кто-нибудь изъ бывшихъ подъ поп[еченiђм] ея русскiй офицеръ привезъ этотъ портретъ. Это предпо[ложенiе] нынђешней игуменiи монастыря Викентiи Корне."

18 февраля 1887

Посылаю Вамъ только что полученное свђдђнiе о портретђ, который Вы мнђ показали: мнђ кажется лучшее его назначенiе переслать въ Bruxelles Institut St. Jean et Elisabeth, Rue des Centres 7. Весь Вашъ Графъ Милорадовичъ.


Авторство рукописного текста скорее принадлежит представителю рода Милорадович – Григорию Александровичу (1839–1905), который получил графский титул в 1873 году. Он был государственным, общественным и научным деятелем, генерал-лейтенантом. Он с юности занимался историей, был автором ряда книг, справочников и статей по истории генеалогии
Историю появления портрета в Томске до конца выяснить не удалось. Впервые информация о нем встречается в 1926 году на страницах газеты «Красное знамя» (№81 от 10 апреля), где сообщается об его обнаружении в комиссионном магазине города. Вместе с тем на обороте сохранилась едва различимая надпись «Ан. Фуксман» (Анна Фуксман?), что позволяет сделать предположение о его прежнем местонахождении у членов известного семейства томских купцов.
Известно, что картины в их доме были, но сведениями об их реквизиции после революции мы не располагаем.
Новая информация о картине выявлена в архиве Томского краеведческого музея. В 1930 году администрация музея обратилась в Новосибирскую таможенную контору с просьбой о передаче в коллекцию находящийся в отделении местной городской милиции портрет, который согласно декрета ВЦИК подлежит государственной охране. Произведение в это время входило в состав описанного имущества А. Сереброва, «было вывезено в Россию из Брюсселя в 1815 году во время похода русских в Париж». Вскоре она пополнила формирующуюся коллекцию картин западноевропейских мастеров. В инвентарной книге 1933 года было указано ее происхождение из коллекции А. Фуксман.

Автор картины с непростой судьбой родился в семье художников. Отец Антуан, его первый учитель, и дед Пьер-Франсуа, были художниками. Важный этап становления Игнаса Бриса связан с последующим обучением в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе (1808-1814), где его кумиром стал французский живописец Жан-Луи Давид, за что его называли Давид Брюссельский. Влияние известного французского мастер отчетливо проявилось в «Портрете Жан-Луи Дивут» (Dievoet), одном из ранних его произведений. Впоследствии он, как и отец, стал профессором этой Академии и одним из основателей Общества изящных искусств в Брюсселе.
Впервые Брис показал свои работы в 1915 году, затем в 1924, 1927, 1830 и 1833 (все в Брюсселе). При жизни его произведения часто экспонировались в Генте, Антверпене, Амстердаме. В настоящее время его картины хранятся в ряде крупных музеев Европы. В собраниях отечественных музее его творчество представлено только портретом из томской коллекции.
 

«Портрет Терезы Лангендри» написан в 1818 году, относится к раннему периоду творчества, с другими работами его объединяет следование академическим традиция в трактовке обнаженных частей тела и доминирование черного цвета в одежде моделей. Единственная из работ художника она была литографирована, что подтверждает ее особое место в творчестве художника. Литография (17х21 см) была исполнена Jobard, малоизвестным мастером. На ней в отличие от картины изображение не поясное, а погрудное. Она исполнена после смерти Терезы: в тексте под изображением указана дата ее кончины.
Портрет является редким примером психологического портрета в европейском искусстве начала XIX века. Он вошел в широкий научный обиход после включения в основные музейные издания.

Портрет Терезы Лангендри, (холст, масло. 92х71),1818г.

Материал систематизирован, обработан и дополнен ст.научным сотрудником научно-исследовательского отдела Л.И. Овчинниковой

 

 

 

 

 

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.