Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / «Западноевропейская графика в коллекции Томского художественного музея»

Представляем посетителям сайта проект «Западноевропейская графика в коллекции Томского художественного музея». В течение прошлого года в витрине перед постоянной экспозицией ежемесячно менялись графические листы, которые знакомили посетителей с лучшими работами мастеров XVII- нач. XX века. В этом году мы решили расширить аудиторию и планируем дублировать выставленный материал (около 20 работ) в разделе «Виртуальные выставки». Цель проекта – сделать максимально доступной художественные ценности из фондов музея.

 

Автор этого произведения - итальянец Франческо Бартолоцци (1727-1815). Во второй половине XVIII он был одним из самых известных мастеров пунктирной гравюры, модной в то время. Ранние годы художника связаны с Флоренцией. Здесь он родился, учился во флорентийской Академии художеств, затем шесть лет (с 1745) он работал в мастерской венецианского гравера Й. Вагнера. Переезд в Рим не был плодотворным для творчества, поэтому он в 1764 году отправился в Лондон и вскоре был приглашен хранителем коллекции английского короля Георга III.  Именно в это время он обратился к технике пунктирной гравюры, в которой репродуцировал ряд картин королевского собрания.

В Англии Бартолоцци получил титул не только королевского гравера, но и стал Действительным членом Королевской академии искусств (1769). Он успешно преподавал в Королевской академии художеств, в числе его 50 учеников и помощников был пенсионер Российской Академии художеств Г. Скородумов, впоследствии известный мастер пунктирной техники.

В числе примерно 2,5 тысяч репродуцированных произведений десятки полотен его друга Дж. Б. Чиприани (1727-1785), исторического живописца, рисовальщика и гравера, представителя флорентийской школы. Перед Вами лист «СВЯТАЯ ЦЕЦИЛИЯ», который награвирован по его оригиналу. Он искусно передает не только особенности манеры живописца, но и дает представление о мастерстве гравера. Изображение нанесено почти одними мельчайшими точками, благодаря чему достигается тонкость моделировки.

Католики считают Святую Цецилию, римскую деву-мученицу III века, покровительницей церковной музыки. На картинах многочисленных живописцев она мультиинструменталистка, т. к. играет на органе, лютне, арфе, скрипке и др. Чиприани отказался от изображения ее привычного атрибута – музыкального инструмента -, но устремленный к небу взгляд делает образ узнаваемым. Лист был опубликован   в 1774 году.

В 1802 году Ф. Бартолоцци по приглашению принца регента Португалии переехал в Лиссабон, где преподавал местной Академии, затем стал ее президентом. Он по праву считается основателем национальной школы граверов.  

   Несколько стран, с которыми связана творческая жизнь мастера, считают его своим. Его гравюры стали достоянием многочисленных музейных и частных собраний. В томскую коллекцию лист «Святая Цецилия» поступил в 1932 году из Румянцевского музея.

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.