Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / «Античный канделябр». Джованни Баттиста Пиранези

Автор гравюры «Античный канделябр» –  известный итальянский художник-график   Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). Его обожали в России XVIII века, начиная с архитекторов-классиков до воспитанников классических гимназий и Академии художеств. Екатерина II сожалела, что не все гравюры великого итальянца были в ее собрании.

До двадцати лет он жил в Венеции, обучался архитектуре у М. Лукке­зи и Дж.А. Скаль­фа­рот­то, гра­ви­ро­ва­нию у К. Дзукки. Следующие этапа его творческой биографии связаны с Римом (посетил в 1740), Неаполем и Венецией (работал соответственно в 1743–1745 и 1745–17847), в 1747 году художннк окончательно переехал в Рим.

Лист входит в цикл «Канделябры, люстры и светильники», один из популярных, над которой мастер работал с 1768 по 1778. Сначала произведения появились в виде отдельных листов разных размеров. Скорее всего после смерти мастера над ними продолжил работать его сын Франческо. Он использовал рисунки отца, подготовил их к печати, систематизировал тематически в два тома. Каждый лист был снабжен описанием изображенного предмета, информацией о его происхождении и владельце. Они были выпущены в Риме и после 1779 начали продаваться в комплекте. Некоторые из них были посвящены высокопоставленным особам, в том числе – И.И. Шувалову.

Появление «Античного канделябра», как и многих других работ, –  свидетельство страсти Пиранези к искусству античного Рима. Это с одной стороны питало его талант, с другой – обеспечивало материальное благополучие. Он занимался археологическими раскопками и по свидетельству его современника этот «величайший гений, но совершенный безумец» однажды даже ночевал в полуразрушенной древней гробнице. Из найденных фрагментов античного времени он составлял новые предметы. Например, части колодца, саркофага его фантазией превращались в вазу, канделябр и многое другое, что было в духе времени. В отличие от других археологов-любителей созданные им предметы были оригинальны, значительны по форме и отдаленно напоминали античные. Они выставлялись в демонстрационном зале его мастерской (в так называемом музее Пиранези) и пользовались спросом у коллекционеров и туристов из Европы.

Из текста под изображением следует, что канделябр найден во время раскопок виллы Адриана в местечке Пантонелло. Здесь во второй половине XVIII века развернулось соперничество антиквариев, которые вели раскопки. По словам современника «Пиранези вернулся с виллы Адриана победителем, одолевшим своих соперников хоть и не без труда, но и без лишних перепалок, на которые другие тратили попусту слишком много времени…». В 1770 году его трофеями были фрагмент фриза, ваза, алтарь, канделябр и т.д.  Эти предметы традиционно были частью богатого римского дома.

Пиранези мно­го экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с тех­ни­кой офор­та, до­бив­шись боль­шо­го тех­нического со­вер­шен­ст­ва, в том числе в при­ме­не­нии мно­го­сту­пен­ча­то­го трав­ле­ния. Его листы являются украшением каждой сколько-нибудь значительной музейной коллекции. В томское собрание этот лист поступил в числе других из Государственного музея изящных искусств в 1932 году, ранее входил в коллекцию Румянцевского музея.

 

 

 

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.