Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Об иконографии живописного произведения «Минин призывает Пожарского» из собрания Томского художественного музея

«…Несловесный текст исторической живописи, скульптуры, барельефа… участвуют на равных в мемориальных практиках…».

Ю. Лотман

 

В приближении празднования Дня народного единства предлагаем познакомиться с произведением первой половины XIX века из фондов музея, изображающим одно из хранимых общественной памятью событий отечественной истории. Произведение посвящено «гражданину Минину и князю Пожарскому», имена которых неразрывны в сознании русского человека.

Внимание художников к преданиям, которые связанны с образами двух «спасителей Отечества», возглавивших народное движение, спасшее в 1612 году русскую государственность, освободившее Москву от польских завоевателей, особенно усилилось под влиянием исторических событий начала XIX века. Немаловажную роль сыграло и решение собрания Академии художеств 11 декабря 1802 года предлагать для конкурсных работ живописцам и скульпторам темы из отечественной истории «для прославления великих людей». Тогда же возникла идея об установке памятника героям освободительного ополчения XVII века, позже блестяще воплощенная скульптором И.П. Мартосом в известном сейчас всем памятнике на главной площади России.

Героический пафос работы из собрания томского музея безвестного русского художника созвучен великому творению И. Мартоса и продиктован требованиями, предъявляемыми к историческим произведениям той эпохи. Так они звучали в 1818 году в «Историческом описании монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве»: «Искусству предлежало воззвать из времен протекших и оживить перед очами потомства то мгновение, когда Минин, уполномоченный от граждан нижегородских, приходит к князю Пожарскому…, на службе отечеству от ран изнемогающему, и склоняет его принять начальство над войском, на спасение России».

Изображенный художником сюжет относится к осени 1611 года, когда после воззвания земского старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина к согражданам о созыве второго ополчения для борьбы с иноземцами было решено позвать командовать русскими войсками князя Дмитрия Пожарского. Князь, отличившийся во время первого ополчения в сражениях за Москву в марте 1611 года, позднее лечился от ран в родовом имении в десятках верст от Нижнего Новгорода. Из исторических источников известно, что нижегородцы ездили к нему «многажды», как говорил сам князь, отказывавшийся согласно этикету того времени сразу принять предложение. Пожарский согласился взять на себя военное руководство ополчением после приезда посольства, возглавляемого архимандритом Вознесенско-Печёрского монастыря Феодосием, с представителями от дворянства (Ждан Болтин), ратников и посадских людей. Все они с присущими их положению атрибутами изображены живописцем на полотне. На авансцене художник поместил монолитную фигуру Кузьмы Минина. Между тем, приезд Минина с делегацией – одно из устойчивых преданий, не подтвержденных историческими документами.

В истории отечественного искусства известно немало произведений на эту тему. Интересно сопоставить разработку этого сюжета живописцем в композиции из музейного собрания с подходом других художников, в том числе известных. Сюжет с приездом Минина в составе делегации отображён в рисунке Г.И. Угрюмова «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (1800-е); в живописных произведениях А.А. Иванова «Призвание Пожарского» (1800-е), А.В. Тыранова «Минин и Пожарский» (1850), В.Е. Савинского «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского» (1882), В.А. Котарбинского «Больной Дмитрий Пожарский принимает московских послов» (1882) и других.

Представляемое произведение отличается по иконографии от этих наиболее известных работ. Композиция и состав изображенных героев сближает его с литографией «Призвание князя Пожарского», выполненной И.С. Щедровским в 1833 году, который репродуцировал «оригинальную картину Викентия Бриоски», как указано в подписи на поле литографии. При этом оно отличается большей эмоциональной напряженностью поз князя, его жены, архимандрита, ратника, монолитностью фигуры Минина, внимательно и жестко выписанными деталями бытовой обстановки, кроме того зеркальностью изображения по отношению к литографии (это возможно в литографии при переводе рисунка на камень). Судить о том, как соотносится наше произведение с картиной В.И. Бриоски невозможно, так как о существовании и местонахождении его работы известно только по надписи на литографии Щедровского, а также по подкрашенной литографии неизвестного мастера из Ярославского художественного музея, указавшего название и датировку картины Бриоски «Призвание князя Пожарского» (1828).

По своим художественным достоинствам полотно не принадлежит к высоким образцам. В то же время представляет интерес как произведение, написанное рукой провинциального художника, сочетающего традиционные приемы академического изображения исторической композиции с наивной трактовкой фигур, жестов, лиц, бытовых деталей. Все это позволяет предположить наличие образца, с которого провинциальный живописец написал копию. Подтверждают наше предположение обнаруженные идентичные картины и лубочные картинки неизвестных художников, опубликованные Государственным каталогом Музейного фонда Российской Федерации в интернете.

Не трудно убедиться, что картины неизвестных художников первой половины XIX века из Томского художественного музея, «Нижегородцы у Д.М. Пожарского. Призыв к борьбе» из Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» из краеведческого музея г. Балахна, имеющие больше сходства, нежели различий, выполнены с одного оригинала, близкого, но не идентичного кругу произведений с оригинала В.И. Бриоски. Сравнение произведений помогло лучше увидеть отдельные фрагменты произведения, поступившего в собрание музея в плохой сохранности и ждущего своей очереди на реставрацию.

Неоднократное повторение в первой половине XIX века явно провинциальными живописцами подобного решения легендарного сюжета свидетельствует о его большой популярности в городах центральной России, непосредственно связанных с событиями 1612 года.

И.П. Тюрина

 

Список использованной литературы и источников:

Описание нескольких гравюр и литографий составил по своему собранию Е.Н. Тевяшов. – С.-Петербург, 1903. – С. 203.

Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев. – СПб., 2016. – С. 71.

Кузнецов А.А., Морохин А.В. Историография ополчения Минина и Пожарского в контексте изучения истории Смутного времени: URL: http://www.lib.unn.ru/students/src/opolch.pdf.

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации / URL:http://goskatalog.ru.

 


И.С. ЩЕДРОВСКИЙ. Рука Всевышнего Отечество спасла. 1833

Неизвестный литограф первой половины XIX века. Гражданин Минин и князь Пожарский. Ярославский художественный музей

Неизвестный художник. Краеведческий музей г. Балахна

Неизвестный художник. Нижегородцы у Д.М. Пожарского. Призыв к борьбе. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Неизвестный художник. Минин призывает Пожарского. Томский областной художественный музей
   
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.