Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Техники гравирования. Офорт в коллекции Томского художественного музея

       В каждом музее своя коллекция. В том числе и графические отделы. Почему не рассмотреть коллекцию графики по техникам? Начнем с одной из самых сложных и трудоемких графических техник - с офорта. В узком профессиональном значении так называется штриховая углубленная гравюра на металле, выполненная при помощи травления. Офорт (фр., eau-forte - «крепкая водка» - азотная кислота) – этим термином обозначают как саму технику, так и едкий раствор, и гравюру, полученную таким способом. Технику офорта, как и многое другое, внедрял в России Пётр I. Ему так понравилась эта техника, когда он был в Амстердаме, что он сам попробовал сделать несколько оттисков под руководством знаменитого гравера А.Шхонебека, а вернувшись домой, издал специальный указ о развитии гравёрного искусства.

       В настоящее время существует несколько разновидностей офорта: травленный штрих, мягкий лак, акватинта, лавис, резерваж, белый штрих. К офорту относят не только манеры, связанные с травлением, но и некоторые механические приемы гравирования: сухая игла и карандашная манера.

       Фонд печатной графики Томского Областного Художественного Музея насчитывает более 2500 единиц хранения. Более 500 работ – это офорт, созданный художниками ХХ века.

       Вот как происходит процесс создания офорта. Медную или цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупорным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, канифоль, асфальт. Тщательно высушивают.  Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту), обнажая поверхность металла. Гравирование осуществляется офортными иглами различной толщины и сечения, при этом обнажается чистый металл (в следах иглы поверхность доски освобождается от лака). Затем форма погружается в кислоту и обнаженные места протравливаются на различную глубину и ширину. Медную пластину травят раствором хлорного железа, цинковую - азотной кислотой. После первого травления, достаточного для незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображения, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем из процессов травления. Затем подвергают пластину второму травлению, выкрывают лаком участки следующей градации тона и т. д. - до самых темных мест изображения. Благодаря этому штрихи получаются различной глубины и при том более простыми средствами, чем в резцовой гравюре. В конце лак удаляют с доски керосином или другим растворителем. Полученные в результате травления штрихи набиваются краской и оттискиваются на бумаге при помощи офортного станка. В процессе создания гравюры каждый этап работы над офортной доской оставляет при печати на бумаге след, по которому можно определить манеру травлёного штриха.

       Офорт - тиражная техника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произведением. Как правило, это в среднем, от 5 до 20 оттисков.

       У каждой манеры существуют свои способы гравирования, которые при печати раскрывают присущие только им характерные внешние признаки. По этим признакам специалисты определяют, к какой манере можно отнести ту или иную гравюру.

 

Материал подготовлен хранителем фонда графики ТОХМ Станкеевой С.Г.


Борисевич Е.Г. На короткой волне. 1974

Бутрова М.Н. На Амуре. 1973

Верейский Г.С. Гатчинский парк. 1938

Грязев С.И. Северная тишина. 1960-е

Гуриков Л.В. Серия ,,Хроники таёжных километров,,. Дорогами БАМа. 1979

Евтихиев А.В. Томские кружева. 1969

Звонцов В.М. Псковский пейзаж. 1967

Короткова Е.А. Зимка. 1966

Кругликова Е.С. Лебяжья канавка. 1934

Машанов А.Н. Натюрморт с рыбой. 2001

Французов Б.Ф. Утро. 1985

Черемин В.В. Снежок. 1964

Шипицын А.С. Скалы Ольхона. 1983

Яушев Р.И. Серия ,,Остров Медный,,. Осенние травы. 1982-1983
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.