Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Выставки свободного доступа / Франсуа-Роберт Энгуф «Молчание Богоматери»

К 500-летию со времени смерти Рафаэля, в рамках мини-проекта «Западноевропейская гравюра из коллекции Томского областного художественного музея» в витрине перед постоянной экспозицией представлена гравюра «Молчание Богоматери»».

«Чистейшей прелести чистейший образец»

Рафаэля называют мастером Мадонн. Он создал галерею образов Марии с младенцем Христом (не менее 40), чаще всего дополненных изображением Иоанна Крестителя. Они всегда оставались песнью материнства, хотя трактовка образов в процессе творческой эволюции менялась. Сначала это счастливые матери, чарующие своей юностью; в период полной художественной зрелости во время работы в Риме это богини, женственные и несущие в мир возвышенность и духовность. К их числу относится представленная в витрине гравюра с живописного оригинала Рафаэля «Мадонна в голубой диадеме», которая была создана за несколько лет до всемирно известной «Сикстинской мадонны» (1514) – воплощения идеального образа Богоматери.

В картине счастливая мать осторожно поднимает над младенцем Иисусом вуаль, наслаждается его безмятежным сном, испытывая  нежность и в тоже время тревогу за будущее своего ребенка. Прекрасный женский образ проникнут лиризмом и неземной одухотворенностью. Справа с благоговейным жестом коленопреклоненный Иоанн. 

Долгие годы картина находилась в частных коллекциях и была закрыта для публики в отличие от большинства работ Рафаэля, известных по многочисленным копиям и гравюрам.  Последние появились уже при жизни художника, который сам не занимался гравированием, но одним из первых понял важность популяризации своих произведений с помощью гравюр, что способствовало развитию репродукционной гравюры в Европе.

В начале XIX века картина хранилась в коллекции Лувра и получила известность после воспроизведения в альбоме «Французский музей или Полное собрание картин, скульптур и барельефов», выпущенном в 1803- 1811 гг. под названием «Молчание Богоматери». Гравировать картину Рафаэля удостоился Франсуа-Роберт Энгуф младший (Francois- Robert Ingouf le jeune), жизнь которого связана с Парижем, где он умер в 1812 году в возрасте 64 лет. Он, как и его старший брат Пьер-Шарль, был учеником Жан-Жака Флипарта (Jean-Jacque Flipart) и занимался в основном репродуцированием картин. Впервые выставленный оттиск позволяет оценить, как искусно с помощью единственного сочетания черного и белого переданы достоинства живописного произведения. Работы мастера отличаются тонкостью резца, гармонией светотени и прежде всего чистотой цвета, что высоко ценилось современниками.

Л. И. Овчинникова.


Рафаэль. Мадонна в голубой диадеме. 1511. Место хранения – Лувр

Ф.-Р. Энгуф. Молчание Богоматери. Начало XIX века. Из собрания ТОХМ
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика