Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Новости / Туалет Аталанты (XIX век). Шедевр Прадье в экспозиции музея
15.09.2020

В 2020 году отмечается 230-летие со дня рождения одного из лучших скульпторов Европы Жан Жака Прадье и 170-летие с даты представления в парижском Салоне (наиболее престижной художественной выставке Франции со времен Людовика XIV) работы мастера, изобразившего героиню древнегреческой мифологии.

«Скульптура «Туалет Аталанты» слегка эпатировала публику. Зрители не узнали в прекрасной девушке, спокойно занимающейся своим туалетом, жестокую охотницу, вскормленную медведицей… Многие склонны были видеть в скульптуре изображение современной женщины. Ее воспринимали скорее как «парижанку, выходящую из бани», но никак не гречанку. Мастерски, с некоторым оттенком чувственности изобразил Прадье красоту женского тела в покое ничем не покрытого или задрапированного», - рассказывает старший научный сотрудник Томского  областного художественного музея Людмила Юрьевна Исаева.

Несмотря на разницу во мнениях публики, художественная ценность «Атланты» была неоспорима, и в 1854 году (уже после смерти Прадье) мраморная красавица вошла в собрание Лувра.

Права на тиражирование своих произведений в бронзе Прадье передал литейному дому Сюсс, откуда родом экспонат нашего музея. На основании скульптуры имеется клеймо «SUSSE F RES» (Братья Сюсс) и факсимиле автора Pradier. Как поясняет Л. Ю. Исаева, в Томск произведение французского мастера попало в 1932 году из Государственного музея изящных искусств (г.Москва).

Увидеть шедевр можно в зале постоянной экспозиции Томского областного художественного музея ежедневно (кроме понедельника) с 11 до 18.30 часов.

Жан Жак Прадье – признанный мастер, умевший как никто воплощать в мраморе прекрасные женские образы. В этом смысле его можно сравнить с мифическим Пигмалионом, влюбившемся в свое совершенное творение. Прекрасной была и реальная возлюбленная Прадье – юная Жюльетта Друэ, его натурщица, муза, родившая от него дочь. Эта связь однажды даже создала скандал среди парижских любителей искусства – они заподозрили, что в весьма чувственной скульптуре «Сатир и вакханка» автор изобразил себя с любовницей. Увы, в год представления работы Прадье и Друэ, говоря современным языком, уже не были парой. Жульетта полюбила знаменитого писателя Виктора Гюго и, несмотря на то, что тот был прочно женат и имел пятерых детей, была предана ему без малого 50 (!) лет.

Любопытно, что Жюльетта Друэ внесла весомый вклад в… культуру России. В юности она была дружна с еще более молодым, но фантастически богатым, русским князем Анатолием Демидовым. Как вспоминал Андрэ Моруа, этот «красивый бешеный сумасброд» даже снимал для роковой дамы роскошные апартаменты в Париже.  Девушка познакомила Анатолия с Прадье, и Демидов приобрел ряд произведений автора. Эти работы можно сейчас видеть в ряде российских музеев, например, скульптуру «Венера и Амур» в Эрмитаже.

Материал подготовила Татьяна Листкова.

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.