Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Новости / Ко дню рождения А.С. Пушкина. Автограф скульптура М.К. Аникушина из коллекции музея
05.06.2021

6 июня в России отмечается Пушкинский день. «Питомец чистых Муз», проказник, «гений места», Француз, арзамасский Сверчок, салонный острослов, «Эолова арфа», писатель, историк, журналист. У каждого свой Пушкин.

В изобразительном искусстве к образу великого поэта обращались многие русские и советские художники. Трудно представить облик Александра Сергеевича, его богатый внутренний мир и разностороннюю натуру, без произведений Кипренского и Тропинина, Репина и Серова, Трубецкого и Антакольского, Фаворского и Кравченко, Шадра и Коненкова, Петрова-Водкина и Пластова…

Особое место в ряду художников, отразивших свой взгляд на жизнь и творчество поэта, принадлежит советскому скульптору Михаилу Константиновичу Аникушину. Созданный мастером бронзовый бюст был открыт в Томске 6 июня 1999 года в сквере у Дворца бракосочетания.

В собрании Томского областного художественного музея находится небольшая скульптура Михаила Аникушина - модель статуи А.С. Пушкина, установленной в фойе клуба МГУ им. М.В. Ломоносова в 1953 году. Экспонат поступил в дар от Владимира Леонтьевича Паршина, заслуженного работника культуры, в 1968-1975 годах возглавлявшего Томское областное управление культуры, и давшего старт паспортизации томской деревянной архитектуры, празднованию Дня города и передачи здания обкома КПСС под художественный музей.

Произведение было получено в 1973 году, о чем свидетельствует автограф знаменитого скульптора на оборотной стороне произведения: «20.1.73. Дорогому городу Томску. Владимиру Леонтьевичу. М. Аникушин». Гостеприимный, с речными просторами и лесными богатствами, сибирский город Томск очень понравился Аникушину, и он всегда с большим удовольствием принимал сибиряков в своей мастерской.

Михаила Константиновича называют «главным монументалистом страны», что ж, по праву. Он подарил нам свой взгляд на выдающихся людей советской эпохи, деятелей науки и культуры, на современников и классиков. Несмотря на разнообразие авторских интересов в творчестве, в одном он оставался постоянен – своей любви к Александру Сергеевичу Пушкину.

Как пишет Е.В. Павлова, автор двухтомного издания «А.С. Пушкин в портретах»: «Восемь лет (1949-1957) посвятил М.К. Аникушин неустанному труду в поисках лучшего решения образа. Он углубленно изучает творчество поэта, его иконографию, подолгу живет в Михайловском, создает десятки этюдов, эскизов, моделей. В своем выступлении при обсуждении проекта Аникушин сказал:

"Пушкин очень яркий человек по своему характеру, прост в своих действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался отбросить все детали, которые бы заслоняли это ясное изображение нашего великого поэта…Пушкин живет вместе с нами, во всем народом, сливается с ним…. Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем. «солнцем русской поэзии» назвал его Жуковский, и это я хотел бы показать в памятнике».

Действительно, образ поэта, созданный скульптором, подкупает своей ясностью, простотой, чистотой и в то же время возвышенностью, романтичностью. В памятнике четко и в полной мере отразилось современное восприятие эпохи, в которой творил устремленный в будущее «потомок бояр старинных».

Экспонат из коллекции томского музея один из вариантов памятника для московского университета. Александр Сергеевич изображен стоящим в полный рост с книгой в руках. Оригинал значительно отличается от нашей модели. «Московский» стоит, слегка согнув правую ногу, облокотившись на колонну, в распахнутом сюртуке. Его поза демонстрирует свободу, даже некоторую расслабленность, наступившую под впечатлением от прочитанного. Пушкин смотрит влево, но взгляд его где-то далеко-далеко. Он, вероятно, уже слагает свои поэтические строки… Скульптор демонстрирует один из приемов, о котором вспоминают его ученики: «не вылепить, а выразить взгляд».

Томская модель – это набросок, выбор соразмерности, верного ракурса для будущего памятника, поиск и передача нового отношения к любимому с детских лет поэту. Томский Пушкин, немного моложе московского, тоже задумчив и поглощен в свои рифмы. Слепок схематичен, но не легковесен. Он пластичен и изящен как фарфоровая статуэтка, и красив без пафоса. Перед нами не лицеист, не юноша, а уже солидный молодой человек, который говорит о себе:

«Не офицер я, не асессор

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин».

(Моя родословная. 1830)

А может быть Александр Пушкин слагает:

«Не для корысти, ни для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв».

(Поэт и толпа. 1828).

Кто знает? Каждый видит по-своему. У каждого свой Пушкин. У каждого времени свой. У каждого возраста, настроения, состояния души. Сегодня он для меня в лирическом «Что в имени тебе моем», а завтра быть может призовет «хранить гордое терпение»!

Биографическая справка

АНИКУШИН Михаил Константинович

15.10.1917, Москва – 18.05.1997, Санкт-Петербург

Скульптор. Педагог. Народный художник СССР (1963). Действительный член АХ СССР (1962), член-корреспондент (1958), Герой Социалистического Труда (1977). Лауреат Ленинской премии (1958), Государственной премии имени И.Е. Репина (1986).

Учился у В.Ф. Богатырёва в подготовительных классах при АХ (19351936), в СХШ при АХ у Г.А Шульца (19361937), у в ЛИНЖАС имени И. Е. Репина у В.А. Синайского и А.Т. Матвеева с 1937 по 1947 с перерывом 19411945. Проходил практику на Ленинградском фарфором заводе имени М. В. Ломоносова и Каслинском чугунолитейном заводе. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами Ленина (1967, 1977), Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени (1985), Трудового Красного Знамени (1987), Дружбы народов (1992), медалями. Почётный гражданин Санкт-Петербурга. Почетный доктор СПб Гуманитарного университета профсоюзов с 1994.

Более полная информация о творчестве скульптора смотрите на нашем сайте по ссылке.

Литература и источники:

А.С. Пушкин в портретах / авт-сост. Е.В. Павлова. В 2-х томах. М.: 1989.

А.С. Пушкин. Стихотворения. М.: 1974.

Фильм «Михаил Аникушин. Главный скульптор монументалист». Государственный музей городской скульптуры. Санкт-Петербург. 

Фильм «Дыша одним дыханием. Памяти Михаила Аникушина, почетного гражданина Петербурга». Проект создан фондом «Петербургское наследие и перспектива» вместе с ESTEL.

Автор статьи Л. Ю. Исаева, старший научный сотрудник Томского областного художественного музея.

В оформлении материала использовано фото «Скульптор Михаил Аникушин у любимого образа».


М.К. Аникушин. А.С. Пушкин. Модель статуи. 1953. Томский областной художественный музей

Автограф М.К. Аникушина на оборотной стороне скульптуры

Памятник А.С. Пушкину скульптора М.К. Аникушина. Установлен в МГУ в 1954 г.

Академик Академии художеств, Герой социалистического труда, Народный художник СССР М. К. Аникушин. 1996
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.