Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Новости / Хрустальное искусство «не своего» времени. К юбилею Виктора Апфельбаума
10.11.2021

Так бывает, что некоторые люди рождаются не в «свое» время. И для них это становится огромной трагедией, если они одарены тонкой, ранимой душой.  К таковым творцам можно смело отнести художника «московской школы» Виктора Юльевича Апфельбаума, который был недооценен при жизни, а сейчас его имя и вовсе неизвестно подавляющему числу современников.

Виктор Апфельбаум родился 10 ноября 1916 года в семье московских интеллигентов – известной пианистки и архитектора. Его родители были дружны  со многими талантливыми людьми,  дома у Апфельбаумов часто бывали музыканты  Гнесины, художники Осьмеркин и Куприн, другие представители культуры. В этой творческой среде шло становление молодого дарования, Виктор  владел французским и немецким языками, блестяще окончил музыкальное училище. Мать Софья Ивановна очень хотела, чтобы сын пошел по ее стопам, и педагоги находили в нем несомненный талант пианиста, однако Виктора Юльевича более влекло изобразительное искусство. Он обучался в Художественном училище им. 1905 года, в Купринской студии живописи, Ленинградской Академии художеств, далее перевелся в Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, в мастерскую профессора А.А.Осьмеркина... Возможно, появись  Апфельбаум на свет в более спокойные  времена, его судьба  сложилась бы по-другому, но на молодые годы автора выпали 1920-е и 1930-е годы. Когда началась Великая Отечественная война, студент-художник рыл с товарищами окопы под Москвой, а после вместе с институтом был эвакуирован в Самарканд. Там защитил в 1942 году дипломную работу «Проводы в армию», после и сам попал на фронт.

После войны советское государство предъявляло жесткие требования к представителям искусства, от них никто не был свободен.  Виктор Апфельбаум, что называется, «не вписывался». Он был великолепным портретистом и, пожалуй, мог бы вести сытую жизнь, полную признания, если бы писал портреты «на злобу дня». И в этом нет ничего плохого! Однако Виктора Юльевича влекло чистое искусство, искусство ради искусства, именно ему художник посвятил себя всецело. Он был воспитан на традициях русской классической живописи, любил творчество французских импрессионистов, Сезанна, скрупулезно работал со светом. Например, в фондах Томского областного художественного музея есть городской пейзаж Апфельбаума «Март. Кремль», вид из окна мастерской его друга Р.Р. Фалька. Так вот, абсолютно тот же самый вид художник воспроизвел несколько раз в разные времена дня и года, и каждая из работ неповторима!
 Виктор Юльевич очень любил писать Москву, ее улицы, дома, дворы, набережные, бульвары...  Его творчество сохранило вид и атмосферу старой Москвы, которая уже ушла безвозвратно, и нынешние гости столицы ее никогда не почувствуют. Много писал Апфельбаум портреты своих друзей и близких: родителей, дочери, супруги (кстати, ее отцом был томский архитектор Шиловский), товарищей-художников. В мемориальном музее-квартире Гнесыных хранится много работ Виктора Юльевича: портрет самой  Елены Фабиановны, любимые ею натюрморты.

Если же вернуться к широкому заслуженному признанию изящного искусства Апфельбаума, то он его, конечно, не получил. Его картины часто не принимали на выставки, и художник страдал. Знавал он и нужду без заказов и заработка. Художница Наталья Сорокина, много лет близко знавшая художника, вспоминала о нем:

«Я «проскочила» тяжелое время, а Витя развился раньше и прямо попал в него... Были времена очень трудного заработка живописью: не давали заказов, не принимали работы, подолгу не выплачивали деньги, и его угнетал страх, что после вынужденной работы над портретами «сухой кистью» он не сможет писать».

Знакомые пытались «подкинуть» Виктору Юльевичу подработки, в том числе преподавание, но он видел своим делом только творчество и осознанно шел на жертвы ради него.

«День, проведенный за мольбертом, кажется мне иногда возмещающим все в жизни».

«Я чувствую свой холст, свою работу, как близкого друга, самого задушевного, как живое существо, ради которого стоит жить».

«Только не подделываться ни подо что и ни за кем не гнаться, быть самим собой».

Таковы были принципы Апфельбаума, им он остался верен. Умер художник в 46 лет от тяжелой болезни.

 

Материал подготовила Татьяна Листкова.

В собрании Томского областного художественного музея хранятся четыре работы художника, поступившие из семьи Шиловских-Апфельбаумов. Предлагаем их вашему вниманию в подборке.

Уважаемые посетители! Рекомендуем вам познакомиться с сайтом, посвященным Виктору Апфельбауму. Здесь вы найдете много его работ, выполненных в разных жанрах.

 


В. Ю. Апфельбаум. Синие горы. Козы.1937. Холст, масло

В. Ю. Апфельбаум. Натюрморт с лимоном. 1958. Холст, масло

В. Ю. Апфельбаум. Март. Кремль. 1958. Холст, масло

В. Ю. Апфельбаум. Автопортрет в шляпе. 1961. Холст, масло
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.