Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Новости / Ярослава Беспалова о стажировке в Художественном Научном центре им. И.Э. Грабаря
12.04.2019

Совсем недавно из столичной командировки вернулась наш реставратор Ярослава Беспалова. Художник – реставратор по керамике  поделилась впечатлениями о своей стажировке во Всероссийском  Художественном Научном центре  им. И.Э. Грабаря. Это старейшая государственная реставрационная организация России. Сотрудники Центра – основоположники ряда ключевых направлений научной реставрации. За  вековую историю ВХНРЦ благодаря специалистам были сохранены тысячи памятников искусства. Конечно же, стажировка в  учреждении такого уровня – событие для профессионального реставратора.
Ярослава Беспалова это подтверждает:


 -Стажировка в ВХНРЦ  всегда значимое и интересное, профессионально  необходимое,  вдохновляющее событие в работе реставратора, в творческой и профессиональной жизни.
В  мастерской керамики, где я стажировалась, реставраторы имеют дело с экспонатами из разных музеев страны, разными материалами (фарфор, археологическая керамика, стекло). Поэтому,  сотрудники нарабатывают большой опыт решения   реставрационных и художественных задач.  Профессиональные методики, в полной мере, возможно, освоить только  в совместной работе  с  реставраторами обладающими таким опытом.
Возглавляет отдел керамики Екатерина Никитична Шаркова, художник – реставратор высшей категории, член   Международного Союза Музеев (секция  « реставрация и консервация»), мой руководитель  Надышева Елизавета Михайловна, художник – реставратор высшей категории, профессионалы  с большим  опытом, увлеченные  делом. Вообще, все сотрудники мастерской  участливы, готовы  делиться  специальным опытом.


-Известно, что научный центр  им. И.Э. Грабаря – это и исследовательская и  научно-методическая  структура, которая дает возможность  подготовить квалифицированные кадры, в том числе для  российских музеев.
- При Центре работают отделы  научной экспертизы,  физико –химических исследований. Там же производятся материалы, которые  мы  привозим со стажировок и используем  в своей работе. Методики и материалы,  разрешенные в музейной практике,  разработаны  именно в Ценре им. Грабаря.


- Скажите, а Вам самой удалось отреставрировать какой-нибудь предмет, там в московском центе?
- Конечно!  Один  из  них   оригинальная Ваза,  завода  Миклошевского   (1840-е годы) Фарфор, надглазурная роспись высотой 25 см. Утрачены два элемента декора  – цветы, их  то и надо было восстановить.
Основная сложность была в том, что не было   аналога, а именно,  вазы, с которой можно снять форму. Утраченные  элементы необходимо было воссоздать по фото.
Изготовление цветов, их отработка, тонирование - все операции выполнялись совместно с руководителем, обсуждая, рассуждая о различных  и оптимальных методах решения данной задачи.
Состояние вазы до реставрации, в процессе работы и конечный итог отражены на фото.
Работа для меня привычная. Но суть  стажировки,  в сотрудничестве  с профессионалом  высокой категории. Благодаря совместной работе, узнаешь много важных рабочих нюансов, приемов.


- Ярослава, а новые операции удалось освоить?
 То, чем мне не приходилось заниматься ранее – это золочение керамики. На вазе была утрата на «горле». Я восстанавливала  её  по аналогу и тонировала  фрагмент. Как часть тонировок – золотая  отводка  по краю горла. Золочение  я делала листовым сусальным  золотом тоже вместе с  Елизаветой Михайловной.
В общем, получила большой, полезный и вдохновляющий опыт, благодаря работе с реставраторами высочайшего уровня. Спасибо коллеги!


Впечатлениями делилась Ярослава Беспалова
Вопросы задавала Ольга Морковкина

 На фото: оригинальная Ваза  завода  Миклошевского и аналогичная ваза
 

 

 


Ваза до реставрации

Ваза в процессе реставрационных работ

Ваза после реставрации

Аналогичная ваза
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.