
12.04.2019
Совсем недавно из столичной командировки вернулась наш реставратор Ярослава Беспалова. Художник – реставратор по керамике поделилась впечатлениями о своей стажировке во Всероссийском Художественном Научном центре им. И.Э. Грабаря. Это старейшая государственная реставрационная организация России. Сотрудники Центра – основоположники ряда ключевых направлений научной реставрации. За вековую историю ВХНРЦ благодаря специалистам были сохранены тысячи памятников искусства. Конечно же, стажировка в учреждении такого уровня – событие для профессионального реставратора.
Ярослава Беспалова это подтверждает:
-Стажировка в ВХНРЦ всегда значимое и интересное, профессионально необходимое, вдохновляющее событие в работе реставратора, в творческой и профессиональной жизни.
В мастерской керамики, где я стажировалась, реставраторы имеют дело с экспонатами из разных музеев страны, разными материалами (фарфор, археологическая керамика, стекло). Поэтому, сотрудники нарабатывают большой опыт решения реставрационных и художественных задач. Профессиональные методики, в полной мере, возможно, освоить только в совместной работе с реставраторами обладающими таким опытом.
Возглавляет отдел керамики Екатерина Никитична Шаркова, художник – реставратор высшей категории, член Международного Союза Музеев (секция « реставрация и консервация»), мой руководитель Надышева Елизавета Михайловна, художник – реставратор высшей категории, профессионалы с большим опытом, увлеченные делом. Вообще, все сотрудники мастерской участливы, готовы делиться специальным опытом.
-Известно, что научный центр им. И.Э. Грабаря – это и исследовательская и научно-методическая структура, которая дает возможность подготовить квалифицированные кадры, в том числе для российских музеев.
- При Центре работают отделы научной экспертизы, физико –химических исследований. Там же производятся материалы, которые мы привозим со стажировок и используем в своей работе. Методики и материалы, разрешенные в музейной практике, разработаны именно в Ценре им. Грабаря.
- Скажите, а Вам самой удалось отреставрировать какой-нибудь предмет, там в московском центе?
- Конечно! Один из них оригинальная Ваза, завода Миклошевского (1840-е годы) Фарфор, надглазурная роспись высотой 25 см. Утрачены два элемента декора – цветы, их то и надо было восстановить.
Основная сложность была в том, что не было аналога, а именно, вазы, с которой можно снять форму. Утраченные элементы необходимо было воссоздать по фото.
Изготовление цветов, их отработка, тонирование - все операции выполнялись совместно с руководителем, обсуждая, рассуждая о различных и оптимальных методах решения данной задачи.
Состояние вазы до реставрации, в процессе работы и конечный итог отражены на фото.
Работа для меня привычная. Но суть стажировки, в сотрудничестве с профессионалом высокой категории. Благодаря совместной работе, узнаешь много важных рабочих нюансов, приемов.
- Ярослава, а новые операции удалось освоить?
То, чем мне не приходилось заниматься ранее – это золочение керамики. На вазе была утрата на «горле». Я восстанавливала её по аналогу и тонировала фрагмент. Как часть тонировок – золотая отводка по краю горла. Золочение я делала листовым сусальным золотом тоже вместе с Елизаветой Михайловной.
В общем, получила большой, полезный и вдохновляющий опыт, благодаря работе с реставраторами высочайшего уровня. Спасибо коллеги!
Впечатлениями делилась Ярослава Беспалова
Вопросы задавала Ольга Морковкина
На фото: оригинальная Ваза завода Миклошевского и аналогичная ваза
 Ваза до реставрации |
 Ваза в процессе реставрационных работ |
 Ваза после реставрации |
 Аналогичная ваза |