Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Новости / 120-летие Кондратия Белова: из Томской губернии в большое искусство
23.03.2020

23 марта исполняется 120 лет со дня рождения патриарха сибирской живописи, Кондратия Петровича Белова (1900-1988). Вся его творческая жизнь связана с Омском, где в 1991 году был открыт музей художника, но первые шаги в искусстве будущий автор эпических пейзажей сделал на Томской земле.

Белов родился на Урале в крестьянской семье, вскоре перебравшейся в  сибирское село Пача на берегу Томи. Величественные виды тайги и речные просторы произвели огромное впечатление на юного Кондратия. Он начал с увлечением рисовать, однако отец не одобрял это занятие, считая его пустым и даже вредным времяпрепровождением. Мальчика поддержал  волостной писарь Пазилов, который добился разрешения принять 11-летнего Белова в рисовальные классы Томского общества поощрения художников. Но отец ребенка воспрепятствовал обучению, а спустя несколько лет договорился обвенчать сына с племянницей местной купчихи. В 17 лет юноше пришлось бежать от женитьбы в губернский Томск с двумя рублями денег.

Томск потряс Белова.

«Сплошные магазины на Почтамтской (ныне часть пр. Ленина). В гостинице Второва (ныне магазин «1000 мелочей») окна в три человеческих роста из толстого зеркального стекла, за окнами чудеса, не мог насмотреться», - вспоминал позже художник.

В годы Гражданской войны на долю Кондратия выпало немало испытаний, включая колчаковскую мобилизацию, а затем переход на сторону Красной армии.  В годичной художественной студии при Политуправлении 5-й Армии в Иркутске он получил свое первое профессиональное образование. В 1924 году молодой живописец поступил в Омский художественно-промышленный техникум имени М.А. Врубеля.

Отличительной чертой пейзажей Беловая является необыкновенно красивое небо. В среде омских художников даже есть термин «кондратовское небо». Этапной и программной работой Кондратия Петровича считается пейзаж «Лесосплав на Иртыше» (1948).  Это произведение открыло новый жанр «эпический пейзаж», который специалисты противопоставляют лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи).

Наряду с омской природой Белов не забывал Томскую землю, где прошло его детство. Именно Пача изображена на последней работе художника. Большой холст называется «Село моей юности».

 


Лесосплав на Иртыше. 1948. Холста, масло

Родные поля, 1960. Картон, масло

Кондратий Петрович Белов

Устье Тобола, 1977. Холст, масло

Село моей юности, 1987. Холст, масло
   
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.