Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Текущие выставки / Авангард. ХХ век
18.11.2016 - 14.01.2017

Авангард - яркое и необычное явление в искусстве. Авангард (фр. Avant-garde — «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. Понятие авангард эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу: сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, примитивизм, оп-арт, конструктивизм.

Франция – родина Авангарда. Французская живопись прошла почти через все этапы и варианты эволюции авангардного искусства. Она была родиной фовизма, затем кубизма и пуризма.

Бернар Бюффе  широкое признание получил уже  к двадцати годам за свои работы, несущие хмурое, меланхолическое настроение и отражающие атмосферу царившую после Второй мировой войны.

Виктор Вазарели стал создателем «оп-арта» - оптического искусства,  обманывающего глаз зрителя с помощью законов геометрии и играющего в сложные игры с его мозгом. У него получилось создать одновременно плоское и объемное изображение. С помощью законов геометрии образ одновременно реальный и иллюзорный. В период 60-70-х годов прошлого столетия  оптические изображения Вазарели стали частью популярной культуры, оказав сильное влияние на архитектуру, компьютерную графику.

  В России Авангард начал развиваться в 10-20-е гг. и породил огромное количество направлений и гениальных художников. Все знают Казимира Малевича и его «Черный квадрат» - направление супрематизм. Василия Кандинского – основоположника экспрессионизма, Марка Шагала..

Марк Захарович Шагал - российский живописец, график, поэт. В ранних его работах  можно обнаружить следы классицистической традиции, а также современного «символизма» и «примитивизма». В 1910 году мастер уехал в Париж. Там он пережил «революцию взгляда», что означало обретение творческой свободы. Шагал приобрел известность участвуя в выставках в Париже, Москве, Петербурге, Амстердаме и Берлине.

Андрей Ланской.  Художник с русскими корнями стал видной фигурой французского авангарда. В 1945 году Ланской основал направление «лирической абстракции», цель которого - разрыв с геометризацией европейского конструктивизма, господствовавшего в абстракционизме 1920-х — 1930-х гг. 

Авангард в Испании.

Хуан Миро восхищался детскими рисунками, ценил непосредственность детского творчества. Вдохновение художник черпал из снов, галлюцинаций. В 1925 художник  влился в движение сюрреалистов.

Сальвадор Дали - самый яркий представитель сюрреализма «Нормальность ставит меня в тупик» –  утверждал он и был искренен.

Термин «сюрреализм» был впервые употреблен французским поэтом Гийомом Аполлинером в 1917 году и переводится как «сверхреальность».

«Сюрреализм – это Я!» – фраза, брошенная Дали в 1936 году после ссоры и исключения из группы сюрреалистов, сегодня уже не кажется слишком самонадеянной. Живописец и график, скульптор и режиссер, один из самых ярких и известных сюрреалистов мира Сальвадор Дали создал резонанс во всех областях искусства, где начинал свою деятельность.

Американский Авангард 1970-х гг.

В это время искусство начинает давать характеристики социуму и политическим решениям. Так прогрессивные американские художники, объединившись, создают серию «Peace Portfolio», идея которого посвящена протесту затянувшейся  жестокой военной кампании США во Вьетнаме (1965 – 1973). Первые средства, полученные с данных произведений, пошли на благотворительность в Южный Вьетнам.

Роберт Мозервел  говорил, что поэт рисует словами, а художник рифмует образы. Одним взмахом кисти Роберт превращает черную краску в английскую букву «Пи», что символизирует  мир (англ. «Peace»).  Эта буква так же неустойчива как мир во время войны. Одновременно, ее форма напоминает пистолет…

Авангард в Германии в своем расцвете представил миру гениальных художников, таких как  Пауль Клее, Георг Гросс.  Немецкое искусство более экспрессионистично и затрагивает не социальный аспект мира, а, скорее,  космоцентрический – устройство мироздания как такового.

Пауль Вундерлих – увлекался литографией, скульптурой и фотографией. Его стиль искусствоведы определяют как «Магический реализм». Это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.

Авангард, как пожар, распространился по всему миру, отзываясь немецким экспрессионизмом Эрнста и абстрактными импровизациями Кандинского, яркими оптическими иллюзиями в работах Вазарели и сюрреализмом Миро, коллажами и натюрмортами Брака, серо-жёлтыми углами Бюффе, бессмысленными и исполненными смысла шелкографиями Уорхола, а также мистическим реализмом Магритта. Авангардисты отличались не только по технике и стилистике выполнения работ, но также обладали принципиально разным мироотношением. Почему же сегодня их произведения собраны в одной экспозиции? Ответ прост. Каждый художник шёл своим путем, но все вместе они стали создателями беспрецедентного исторического явления – авангарда XX века.

На выставке более 50 гравюр, выполненных в технике литографии, представляют ведущих мастеров мирового Авангарда.

Организатором выставки является «Арт-центр» в Перинных рядах (г.Санкт-Петербург)

Выставка начнет работу 18 ноября в 17:00

Цена билета:

  • Взрослый - 300 руб.
  • Льготный - 200 руб.

 

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.