Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Архив / Матрешек пестрый хоровод
13.07.2016 - 25.09.2016

С 13 июля в Томском областном художественном музее работает выставка «Матрешек пестрый хоровод».

 Томская художница Тамара Хохрякова представляет  богатейшую коллекцию матрешек. На выставке представлены   более тысячи деревянных куколок – как коллекционных, так и собственной росписи Самая большая – более 50 см, самая крохотная – с рисовое зерно.

Тамара Михайловна Хохрякова по профессии учитель истории   и обществоведения, в настоящее время  занимается с детьми в студии «Русские сувениры» в средней школе № 22 по авторской программе. Куклы, созданные художницей и ее учениками представлены в Московском музее матрёшки, а сама мастер награждена медалью «За вклад в наследие народов России». Расписными деревянными куколками Тамара Михайловна заинтересовалась ещё в 1980-х годах. Первую свою матрёшку купила когда-то на Арбате в Москве. А впервые расписала куколку 17 лет назад в подарок новорожденной внучке. Сейчас мастер оформляет раскладки до 100 мест.

История русской красавицы

 Считается, что  матрёшка появилась в конце XIX века благодаря мастерам из московской мастерской «Детское воспитание», пропагандировавшей входивший тогда в моду «русский стиль». Одна из версий гласит, что художник Сергей Малютин сделал эскизы, а мастер Василий Звёздочкин из Сергиева Посада выточил первую восьмиместную матрёшку.

   В 1900 году на Всемирной Парижской выставке матрешка получила призовую медаль, а в 1904 году из Парижа в Сергиев Посад поступил заказ на партию русских кукол. Во время передвижной выставки Русского общества пароходства и торговли матрёшка проехала по Греции, Турции и странам Ближнего Востока. По сути, это была не только оригинальная игрушка, но и предмет активного интереса торговцев, что обеспечило популярность деревянной куколки на многие годы.

Тамара Хохрякова сделала точную копию т самой  первой, восьмиместной куклы, изготовленной Василием Звёздочкиным. Главная в раскладке – матрёшка с чёрным петухом, затем идёт матрёшка поменьше с серпом, с плошкой, с куклой и так далее – до младенца в пелёнках. Среди многочисленных матрёшек-девушек обязательно присутствует и один Ванька в красной рубашонке. Легенда гласит, что идею деревянных кукол, вложенных одна в другую, художник Малютин почерпнул из игрушки, привезённой супругой Саввы Мамонтова с острова Хонсю. Игрушка изображала старичка Фукурокудзю, одного из семи японских богов счастья. В высоколобом старичке «прятались» другие игрушки, составляя так называемый ситифукудзин (набор семи богов счастья). Тамара Хохрякова сделал точную копию и этой японской игрушки. Второй в раскладке ситифукудзин после самого старичка Фукурокудзю идёт игрушка-женщина. Это более поздний вариант, в первоначальном виде все семь игрушек были старичками. А в этой уже присутствует женский образ – богиня Бэндзайтэн, муза искусств. В Японии принято обращаться к ситифукудзин с просьбами. Свою проблему надо рассказать каждому богу из ситифукудзин, и тогда она, повторённая семь раз, исчезнет.

В России, кстати, тоже существовала традиция класть в матрёшки записочки с желаниями. «…Матрёшка действительно приобрела настолько выраженные черты русского народного творчества, причём в каждой местности на свой манер, что не без оснований считается типичным выражением «русского стиля» не только на Западе, но и на родине её прототипа – в Японии», – писал исследователь Николай Блинов в книге «Чудо-кони, чудо-птицы». Спрос на матрёшку был так велик, что некоторые немецкие предприниматели даже начали её подделывать. А в Японии родилась легенда, что первую такую куклу выточил живший на Хонсю русский монах. Надо сказать, что технику создания деревянных игрушек, в которых одна вложена в другую, в России освоили до появления японской диковинки. На Пасху дарили деревянные яйца, вкладывавшиеся одно в другое. В отличие от сложного японского символа семи богов в русской традиции матрёшка олицетворяла прежде всего семью. Семьи были большими – 12–15 детей.

Технолигия изготовления матрешки

Очень интересна сама технология работы над матрёшкой. Тамара Михайловна покупает липовые заготовки для будущих кукол в Москве. Сначала необходимо осмотреть «бельё» – заготовку матрёшки на предмет трещин, сучков, впадин… После осмотра «белья» матрёшку грунтуют, шкурят до получения гладкой поверхности. Затем мягким карандашом рисуют личико, рукава, руки, передник. В смеси белой гуаши с охрой получается «телесный» цвет личика матрёшки. «По слою влажной краски сразу же наводим розовые щёчки. Затем расписываем глаза, губы и волосы», – советует Тамара Михайловна. Когда готово личико, кладётся фон платка, сарафана, передника. И уже потом матрёшка получает все красоты – по сарафану, переднику, платку рассыпается декоративная роспись. И, наконец, покрытие лаком – такая игрушка не боится влаги, а акрил или гуашь вспыхивают ещё ярче. На заводах раскраской контуров, заливкой основных цветов и декоративным украшением занимаются разные мастера. Кстати, знаменитые завитки на платочке нижегородской матрёшки (её, яркую, в жёлтом платочке, в переднике, расписанном розами, чаще всего можно встретить в сувенирных магазинах), оказывается, делают при помощи штампиков. А штампики эти – скрученные определённым образом кусочки старой ткани. Причём нижегородские мастера ценят фактуру именно советских тканей, которая даёт особый ровный и красивый узор.

Конечно, у авторской матрёшки куда больше изысков и вариантов оформления, потому и ценится эта работа выше. «Семью», то есть раскладку из семи мест, мастер, если сядет за работу очень плотно, может расписать за несколько дней. Раскладка из 30 матрёшек может отнять около полугода, поскольку и размеры первых кукол больше, и сама «семья» огромная. Цена за раскладку из 50 мест – около 100 тысяч рублей, но с учётом того, что мастеру нужно на выполнение такой работы почти год, это совсем не великая сумма. Как оказалось, тему для матрёшки придумать совсем несложно.

Современная матрешка

Огромное количество «семей» расписаны по русским сказам – «Репке», «Емеле» и другим. В ход идут поговорки, пословицы, времена года. Есть профессиональные матрёшки: врачи, милиционеры, политики, художники; национальные: матрёшки-цыгане, матрёшки-эвенки, якуты, украинцы. Такие поделки напрасно считают новым изобретением, рождённым китчем. Ещё в конце XIX – начале XX века мастера Троице-Сергиевой лавры отошли от классического образа русской девушки и делали матрёшек-стариков, монашек с чётками. К 100-летию со дня рождения Гоголя в 1909 году были вырезаны и расписаны раскладки с персонажами его книг, а в 1912 году, к юбилею войны 1812 года, появились матрёшка-Кутузов и матрёшка-Наполеон. Внутри прятались штабные офицеры обеих армий. Любимые Тамарой Хохряковой сказки мастера-матрёшечники используют тоже больше века. Однако основная тема остаётся неизменной – семья.

В коллекции Тамары Хохряковой есть раскладка «Свадьба». Сама художник призналась, что невесту и жениха она расписывала с дочери и её мужа, в матрёшках поменьше помещены другие члены этой маленькой «семьи». Целый набор матрёшек посвящён Томску и его вузам. Конечно, это кропотливая работа профессионального художника, и Тамаре Михайловне доступны не только расхожие сюжеты «с Арбата», например раскладка политиков от Путина до Сталина. Она великолепно освоила традиционные русские росписи. Первой расписала матрёшку под хохлому, потом были и матрёшки с жостовской, городецкой, мезенской, комаровской росписями. У неё есть копии кузнецких матрёшек, холмогорских барышень, вятских. Есть куклы, инкрустированные берестой, есть и современные, украшенные стразами. Выставка «Матрёшек пёстрый хоровод» побывала уже в Омске, Новосибирске, Красноярске, Москве, Иркутске, Мариинске. Теперь ее с радостью представляет Томский областной художественный музей.

  • Цена билета:
    • Взрослый - 100 рублей;
    • Льготный - 70 рублей;
    • Детский - 50 рублей.
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика