Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Календарь памятных дат / Календарь памятных дат 2021

ЯНВАРЬ

 

110 лет назад видные участники культурной жизни Томска обратились в городскую думу с предложением открыть в городе этнографический музей под открытым небом. Барон Б.А. Аминов, вдохновился идеей создания подобного музея, посетив в Стокгольме первый в мире музей, открытый в 1891 году на основе свезенных памятников. В январе 1911 года члены Томского общества любителей художеств: А.В. Адрианов, Б.А. Аминов, начальник Управления путей сообщений, Ф.Я. Несмелов, управляющий акцизными сборами Томской губернии, были на приеме у губернатора с предложением организовать этнографический музей под открытым небом. Музей должен сохранить исчезающие памятники истории, жизненного уклада старожильческого и традиционного населения Сибири. Предлагалось свезти туда «остяцкие и самоедские» жилища из отдаленных уголков губернии. Местом расположения архитектурных памятников, по их мнению, могла стать территория между зданием винной монополии и берегом Томи на месте принадлежащего городу «бывшего лагерного сада». Как информировала томичей газета «Сибирская жизнь» инициатива была с интересом выслушана на заседании думы. Эта идея неоднократно обсуждалась в XX веке в Томске, но не была осуществлена.

 

190 лет назад родился знаменитый французский скульптор Жак Луи Готье (1831–1872), участник знаменитых Парижских салонов (1850–1868) и Всемирной промышленной выставки в Париже (1867). Он является автором самых популярных во всем мире парных кабинетных скульптур «Дон Кихот» и «Мефистофель», тиражируемых в России Каслинским заводом.

 

425 лет со времени рождения основоположника голландского реалистического пейзажа, живописца, рисовальщика и офортиста Яна ван Гойена (15961656). Ян ван Гойен является одним из родоначальников тонального пейзажа, для которого характерен монохромный сдержанный колорит, состоящий из тонко разработанных серовато-голубых, зеленоватых или коричневатых оттенков, близких к краскам родной природы. В холодной гамме исполнена картина «Берег в Эгмонд-ан-Зее» из коллекции Томского художественного музея, которая считается старой копией с его работы. По композиции она почти идентична произведению Гойена, находящемуся в экспозиции Лувра.

 

135 лет со дня рождения «амазонки русского авангарда» Надежды Андреевны Удальцовой (1886–1961), соединившей в своем творчестве традиции русской школы живописи и новаторство в развитии художественных направлений кубизма, футуризма и супрематизма. В Томском художественном музее хранятся произведения художника, созданные под впечатлением от путешествий по Алтаю и Армении, поступившие из семьи художника (10*).

 

130 лет со дня рождения русского живописца и теоретика искусства Михаила Васильевича Ле-Дантю (1891–1917). Талантливый художник-авангардист, интенсивно работавший и выставлявшийся в 1912–1914 годах, в двадцать с небольшим стал признанным лидером художественной группировки «Ослиный хвост». В историю искусства вошел не только как художник, но и как человек, открывший живопись Нико Пиросмани. Музей обладает характерным для творчества художника живописным произведением «Голова лошади», известным по участию в выставке русского искусства в Берлине в 1922 году (27*).

 

85 лет со дня рождения московского мастера плаката Василия Игоревича Островского (1936–2012), заслуженного художника России, который учился у знаменитого томича М.М. Черёмныха и внес фундаментальный вклад в развитие отечественного киноплаката. В различных графических техниках им созданы произведения, которые с успехом экспонировались на всероссийских и всесоюзных выставках в стране и за рубежом (29*).

 

ФЕВРАЛЬ

 

350 лет со времени смерти известного французского живописца и гравера Себастьяна Бурдона (16161671). На протяжении всего творчества художник наряду с живописными произведениями создавал гравюры, отдавая предпочтение библейским сценам на фоне пейзажа. В их числе графический лист «Авраам и три ангела» из собрания Томского художественного музея, популярный сюжет которого основывается на тексте из Ветхого завета. Произведение, исполненное в технике резцовой гравюры, является одним из лучших в коллекции западноевропейской графики музея. Гравюра поступила в художественный отдел краеведческого музея 1932 году из Государственного музея изящных искусств.

 

145 лет со дня рождения Петра Петровича Кончаловского (1876–1956), одного из самых смелых и ярких русских живописцев первой половины ХХ века. Томский художественный музей обладает великолепными произведениями, созданными Петром Кончаловским: двумя живописными натюрмортами и пятью акварелями. Жанр натюрморта привлекал художника возможностью показать «весомость, грубость, зримость» материального мира. Натюрморты из собрания музея характерны для творческой манеры художника напряженной цветовой энергией, выразительной живописной поверхностью. Звучными, наполненными солнечным сиянием красками завораживают акварели «Гренада» и «Севилья», написанные Кончаловским на натуре во время путешествия в 1910 году по Испании с его тестем, великим В.И. Суриковым. Работы Кончаловского и три произведения В.И. Сурикова поступили в краевой музей в 1922 году из Губмузея, куда они были переданы в 1920 году начальником пятого отделения милиции Томска, который сообщил, что ранее произведения принадлежали полковнику Н.И. Трусову и хранились у директора Томского реального училища. Когда и как произведения попали к Трусову, в настоящее время установить не удалось (9*).

 

МАРТ

 

250 лет со времени смерти талантливого французского гравера Никола-Габриэля Дюпюи (16981771). В 1752 году принят в члены Парижской академии, носил звание королевского гравера, участвовал в выставках с 1751 по 1765 год, работал также в Англии. В коллекции графики Томского художественного музея хранится его резцовая гравюра «Мадонна на троне со св. Матфеем», выполненная с живописного оригинала Аннибале Карраччи из собрания Дрезденской картинной галереи, что отмечено в тексте под изображением. Графический лист поступил в дар от московского коллекционера Ю.В. Невзорова в 1980 году.

 

120 лет со дня рождения советского художника и писателя 1920–1930-х годов Василия Павловича Беляева (1901–1943), получившего образование в Строгановском училище и Первых свободных художественных мастерских в Москве, который погиб во время Великой Отечественной войны на Сталинградском фронте. Он создавал свои произведения в путешествиях по Сибири, Русскому Северу и Арктике. Его рисунок «Бурятка» 1928 года поступил в 1929 году из Государственного музейного фонда (11*).

 

245 лет со дня рождения великого русского портретиста первой половины XIX века Василия Андреевича Тропинина (19 марта 1776 – 4/3 мая 1857). Художником создана большая галерея портретов московских жителей, среди которых немало портретов представителей купечества. Томичи имеют возможность любоваться прекрасными образцами творчества истинно русского по духу портретиста в залах художественного музея, где выставлены парные портреты родоначальников большой, известной в первой половине XIX века, купеческой династии: А.А. Мазурина и А.Ф. Мазуриной. Женский портрет принадлежит к числу значительных произведений позднего периода творчества мастера. Высокой оценкой портрета было его участие в одном из самых значительных событий художественной жизни России – историко-художественной выставке русских портретов 1905 года, где демонстрировалась история развития портретной живописи в России (19*).

 

95 лет со дня рождения барнаульского художника-акварелиста Алексея Александровича Югаткина (1926–2001). Его живописная манера основывалась на приеме наложения красок в один слой, что давало акварели замечательный цветовой эффект. В годы Великой Отечественной войны он участвовал в тяжелых боях за маньчжурские города Ванцин и Гирин и взятии корейского Пхеньяна. Был тяжело контужен, получил инвалидность, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией» (24*).

 

130 лет со дня рождения иллюстратора произведений русской и европейской классики Константина Ивановича Рудакова (1891–1949), который пережил блокаду Ленинграда, создал серию портретов воинов, театральные декорации, живописные панно для городских площадей и улиц, сотрудничал в журнале «Костёр». В собрании Томского художественного музея хранится небольшая коллекция его работ от ленинградского коллекционера И.М. Эзраха (26*).

 

115 лет со дня рождения живописца и графика Михаила Петровича Кончаловского (1906–2000), жизнь которого прошла в тени отца – Петра Петровича Кончаловског и деда – Василия Ивановича Сурикова, сестры – Натальи Петровны Кончаловской и ее мужа известного поэта и писателя Сергея Владимировича Михалкова. Творчество художника малоизвестно. В собрании Томского художественного музея представлены его акварели и рисунки 1950-х годов, а также два, виртуозно написанных, живописных натюрморта, один из которых поступил из томской частной коллекции (29*).

 

АПРЕЛЬ

 

85 лет со дня рождения томского графика Алексея Федоровича Качана, заслуженного художника России, жившего в Томске с 1974 по 2004 год, где он создал свои лучшие произведения о нефтяном севере Томской области. Ученик известного мастера книжной графики Г.Д. Епифанова, ранее он работал в ленинградском издательстве «Художник РСФСР». Для Томского художественного музея художником выполнен логотип (2*). 

 

90 лет со времени смерти известного европейского художника, родившегося в Томске, Казимира Казимировича Зеленевского (18881931). Он оставил заметный след в художественной жизни Томска, а также Швейцарии, Японии, Китая, Италии и Франции. Его имя вписано в историю знаменитой Парижской школы. В 1920-е годы, в период расцвета творчества, он был постоянным участником Салона независимых и Осеннего салона, провел персональные выставки в Томске и Париже, выставлялся на многочисленных выставках в основном в галереях Парижа. В Томском художественном музее хранится 6 живописных и 11 графических работ художника. Это самая крупная музейная коллекция его работ. Она каталогизирована, произведения участвуют в выставках, несколько полотен включено в постоянную экспозицию. Ряд работ художника находится в европейских музеях, в частности в музее Помпиду, но преимущественно в многочисленных частных коллекциях мира (14*).

 

90 лет со дня рождения известного ленинградского живописца, заслуженного художника России Германа Павловича Егошина (1931–2009). Основатель и член ленинградской группы «Одиннадцать», объединявшей художников т.н. «левого крыла» «ленинградской школы» живописи. В собрании музея представлены четыре произведения Егошина, в том числе авторский вариант произведения, являющегося вершиной творчества художника, – холста «Концерт старинной камерной музыки» (1982), первоначальный вариант 1980 года принадлежит Государственному Русскому музею (8*).

 

95 лет со дня рождения советского литовского художника и педагога Софии Вейверите (1926–2009), народного художника Литвы, кавалера креста Командора ордена Гедеминаса, профессора, воспитавшего несколько поколений современных литовских художников монументалистов и живописцев. Вейверите являлась на протяжении долгих лет лидером художественных выставок СССР, а её работы были образцом для подражания и изучения современников. В собрании музея представлен известный холст «Портрет скрипача Раймондаса Катилюса» 1985 года. Р.К. Катилюс (1947–2000) – крупный литовский музыкант, известный во всем мире (13*).

 

95 лет со дня рождения пермского графика Виктора Федоровича Кузина, заслуженного художника России. Художник является Почетным гражданином города Перми, участником Великой Отечественной войны. В Томском художественном музее хранятся его акварели, воспевающие красоту страны, за которую художник воевал на Прибалтийском и Белорусском фронтах (16*).

 

100 лет назад подотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза провел художественный конкурс эскизов росписи фриза (люнета) в зрительном зале клуба им. К.А. Тимирязева (ныне 2-ой корпус ТГАСУ на пл. Соляной). Уникальная коллекция конкурсных эскизов сохранилась – она находится в собрании ТОХМ. В 2017 году эскизы экспонировались на выставке «Томск. Искусство эпохи потрясений: русская революция 1917 года» (21*).

 

МАЙ

 

170 лет со дня рождения русского живописца Сергея Дмитриевича Милорадовича (1851–1943). Художник известен как автор исторических и жанровых композиций, пейзажей, портретов. Наибольшей популярностью пользовались его полотна, посвященные теме церковного раскола XVII века. Почти 20 лет художник работал над картиной на тему суда над патриархом Никоном. Музею посчастливилось в 1984 году приобрести эскиз к наиболее раннему варианту картины «Суд над патриархом Никоном». В нем художник изобразил в центре многофигурной композиции патриарха, возмущенно реагирующего на приговор 12 декабря 1666 года, согласно которому он лишался патриаршего сана и приговаривался к ссылке монахом, а патриарх Александрийский снял с него клобук и панагию. В настоящее время известно еще несколько вариантов картины и эскизов к ней разного времени, хранящихся в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург), Государственном историческом музее, музее «Новый Иерусалим» (Московская обл.), Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии (4*).

 

800 лет со дня рождения князя Александра Ярославича Невского (1221–1263). В постоянной экспозиции музея можно увидеть полотно «Святой Александр Невский», созданное академиком живописи Капитоном Федоровичем Турчаниновым (1823–1900) в традиционной академической светотеневой манере. Князь Александр Ярославич Невский был канонизирован русской православной церковью в 1547 году и причислен к чину святых воинов. После 1724 года по указанию Петра решением Священного Синода святого Александра Невского начинают изображать в великокняжеских одеждах, а также в кольчуге, панцире, латах, с атрибутами полководца – мечом, шлемом, щитом. После 1812 года Императорская академия художеств часто давала в качестве обязательной программы тему изображения Александра Невского, в котором рекомендовалось «передать бессмертную славу великих людей». Как и другие выдающиеся русские живописцы К.Ф. Турчанинов, много работал для церкви, писал образа и целые иконостасы. Работая над образом «Святой Александр Невский» Турчанинов, не отошел от традиционно-канонического решения (13*).

 

110 лет со дня рождения живописца, художника театра и кино, известного модельера Веры Ипполитовны Араловой-Паттерсон (1911–2001). Заслуженный художник РСФСР, сценограф театра и кино, художник-модельер Всесоюзного дома моделей на Кузнецком мосту Вера Ипполитовна занималась также станковой живописью и графикой, демонстрируя их на престижных художественных выставках страны и за рубежом. В собрании музея хранятся её живописные и графические работы. Аралова – автор модели высоких кожаных элегантных сапожек красного цвета, в которые была вшита молния (русские сапоги), которые в 1959 году произвели фурор в Париже (16*).

 

135 лет со дня рождения заслуженного художника Грузинской ССР Варвары Дмитриевны Бубновой (1886–1983), в произведениях которой переплетаются русский авангард и японское восприятие мира. Значительную часть творческой жизни художник прожила в Японии, где за особые заслуги была награждена женским Орденом Драгоценной короны, которым награждались в основном члены императорских семей (17*).

 

100 лет со дня рождения томского художника-ветерана войны Николая Петровича Харанжевича (1921–2002). Мастер натюрморта и пейзажа учился в Красноярске у Дмитрия Иннокентьевича Каратанова – прекрасного художника и педагога, воспитавший несколько поколений сибирских художников. В годы войны служил в автобатальоне механизированной дивизии 1-го Дальневосточного фронта, был награжден орденом Отечественной войны II степени (1985), медалью «За победу над Японией» (1947). С 1980 года исполнял обязанности директора и экскурсовода народной картинной галереи в поселке Солнечном, которая стала визитной карточкой Вышнего Волочка.

 

150 лет со дня рождения известного томского художника Вильгельма (Александра, Эдуарда) Ивановича Лукина (1871–1943), живописца, рисовальщика, автора пейзажей, натюрмортов, портретов, иллюстраций к научным трудам томских ученых-медиков, входившего в плеяду самых активных, творчески работавших художников на протяжении почти 40 лет в Томске (25*). Ссылка на сайт

 

125 лет со дня рождения блистательного мастера книжной графики Сергея Николаевича Расторгуева (1896–1943), создавшего за свою короткую жизнь огромнейшее количество иллюстраций для произведений мировой литературы в издательстве «Молодая гвардия». Член художественной группы «Тринадцать» (1929–1930).

 

ИЮНЬ

100 лет со дня проведения уникальной агитационно-культурной поездки томской красноармейской художественной студии в Кузнецкий уезд. Активная и успешная работа красноармейской художественной студии Томска получила известность за пределами города. Летом 1921 года 15 студийцев во главе с их руководителем художником И.Я. Хазовым с большим эффектом совершила поездку в Кузбасс в специально выделенном агит-вагоне «для ознакомления горняков и красноармейцев с самодеятельным изобразительным искусством». С выставками и творческими акциями студийцы побывали в Кузнецке, Прокопьевске, Щегловске (Кемерово), Кольчугине и других городах поселках и станциях региона. Выставки разворачивали в клубах, общежитиях и на улицах. Студийцы в поездке рисовали карикатуры для стенных газет, плакаты, портреты знаменитых шахтеров. А.Н. Тихомиров в 1925 году в журнале «Северная Азия» вспоминал: «Рисунками студии … заинтересовались за границей. Задуманная небольшая выставка их работ в Германии не осуществилась вследствие разразившегося экономического кризиса».

 

80 лет со дня рождения томского, а ныне московского живописца, проживающего в Италии, Валентина Степановича Терещенко. В коллекции Томского областного художественного музея хранятся иллюстрации художника к роману Якуба Коласа «В Полесской глуши». Это дипломная работа молодого художника в Белорусском театрально–художественном институте в Минске в 1974 году, посвящена теме Великой Отечественной войны (3*).

 

100 лет со дня рождения сибирского скульптора-ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника России, педагога – Вадима Вячеславовича Телишева (1921–1997). Воевал в составе противотанковой роты, позднее служил в штаб 2-й гвардейской воздушно-десантной дивизии переводчиком на Северо-Западном, Центральном, Воронежском, Украинском, 4-м Украинском фронтах. Освобождал Польшу, Чехословакию, Венгрию, Германию. Награжден орденом Красной Звезды (1945), медалями «За боевые заслуги» (1944), «За отвагу» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), орденом Отечественной войны II степени (1985). Произведения сибиряка, уроженца города Тобольска, мастера пластического портрета, входят в коллекцию скульптуры Томского областного художественного музея (9*).

 

170 лет со дня рождения сибирского художника Александра Эдуардовича (Иосифовича) Мако (Макко) (1851–1925). Судьба и творческий путь Мако уникальны для сибирской художественной жизни второй половины ХIХ – начала ХХ века. Практически вся жизнь живописца А.Э. Мако – сына художника Э.И. Мако, отца художника С.А. Мако, была связана с Сибирью. Родившись в Барнауле, окончив гимназию в Томске, с перерывом на несколько лет он плодотворно работал в Томске и на Алтае. А.Э. Мако был единственным сибирским художником, сердце которого принадлежало анималистической живописи. Именно произведения анималистического жанра с изображением сцен работы охотничьих собак, воспроизведенные на открытках в первые десятилетия XX века, принесли ему достаточно широкую известность (14*). Ссылка на сайт

 

135 лет со дня рождения талантливого русского скульптора, графика, живописца Петра Игнатьевича Бромирского (1886–1920). Художник был членом объединений «Голубая роза», «Венок-Стефанос», «Маковец», в его работах сочеталась импрессионистическая фактура с острым декоративным чутьем. Учился у М.А. Врубеля и П.П. Трубецкого, стал автором одного из первых советских проектов по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. В художественном музее хранится акварель художника, ранее она находилась в Государственной Третьяковской галерее, откуда была передана в Томск (29*).

 

400 лет со времени рождения голландского жанриста и пейзажиста Изака Янс ван Остаде (1621–1649). Он был самым талантливым из учеников старшего брата известного художника Адриана ван Остаде, основоположника, так называемого «крестьянского жанра». Художник прожил всего 28 лет, успел создать около ста произведений, которые занимают видное место в истории искусства. Жанровые сцены он писал на фоне интерьеров скромных жилищ и на открытом воздухе. Достоянием собрания Томского художественного музея является его произведение «Пирушка». Он создано в 1640-е годы, в самый плодотворный период творчества художника, и передает непринужденную атмосферу крестьянского праздника. Изучение истории бытования этой картины привело к коллекции В.В. Горшанова, московского купца, почетного члена Общества друзей Румянцевского музея и его почетного члена. Он был в 1919–1920 годы научным сотрудником этого музея, передал туда свою небольшую коллекцию. После расформирования Румянцевского музея картина поступила в художественный отдел Томского краеведческого музея, где хранилась до передачи в художественный музей в 1982 году.

 

ИЮЛЬ

 

110 лет со дня рождения ленинградского живописца Владимира Ивановича Овчинникова (1911–1978). Творчество художника-фронтовика – это соединение двух художественных школ: саратовской и ленинградской. Мотивы волжских и невских речных пейзажей были для художника-шестидесятника основным источником творческого вдохновения и живописных исканий (11*).

 

300 лет со времени рождения английского гравера и рисовальщика Роберта Стрэнджа (17211792). Художник выполнил много рисунков с живописных оригиналов великих мастеров во время пребывания в Италии и впоследствии на их основе создал свои лучшие графические листы. В их числе гравюра «Венера с Грациями», исполненная резцом в 1759 году в лондонский период творчества с живописного оригинала известного итальянского художника Гвидо Рени. В художественную коллекцию Томского краеведческого музея графический лист поступил в 1932 году из московского Музея изящных искусств, откуда в 1982 году поступил в художественный музей (14*).

 

80 лет со дня рождения заслуженного художника Армении, скульптора и медальера Юрия Гургеновича Петросяна – романтика и мыслителя, одного из создателей «зеленых зон» и «художественного пантеона» Еревана. Его работы можно встретить по всей Армении и далеко за ее пределами. Автор успешно работает с различными материалами: бронзой, медью, фарфором (20*).

 

140 лет со дня рождения самобытного русского художника Ильи Ивановича Машкова (1891–1944), одного из основателей художественного объединения «Бубновый валет», члена Общества московских художников, «Мир искусства» и «Московские живописцы», члена Ассоциации художников Революционной России, заслуженного деятеля искусств РСФСР. В свое время он был исключен из художественного училища за вольномыслие, что не помешало ему стать известным художником. Произведения мастера хранятся в крупнейших музеях страны, в Томском художественном музее находится его ню из ленинградской коллекции И.М. Эзраха (29*).

 

135 лет со дня рождения советского художника Георгия Семеновича Верейского (1886–1962) – блистательного, тонкого графика, члена объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства», народного художника РСФСР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Сталинской премии. Художник был хранителем отдела гравюр Эрмитажа. Участник Первой мировой войны, в годы Великой Отечественной войны в период блокады Ленинграда работал над созданием плакатов для «Боевого карандаша». В собрании музея – 10 рисунков пером 1920–1950-х годов из семьи художника (30*).

 

140 лет со дня рождения живописца, первого президента Академии художеств СССР Александра Михайловича Герасимова (1881–1963) – мастера портрета и пейзажа, тонкого колориста. Он участник Первой мировой войны, а в 1943 году передал свои личные сбережения (50 000 рублей) в фонд обороны СССР. Был любимым художником Сталина, возглавлял Союз художников СССР (1939–1954), одновременно руководил Академией художеств СССР (1947–1957), во времена Хрущёва был освобожден от всех постов, а его произведения были убраны из всех музейных экспозиций. В Томском собрании представлен его московский городской этюд 1931 года, который стал основой картины «Москва. Кузнечный мост» 1947 года, вошедшей в серию пейзажей, посвященных 800-летию Москвы (31*).

 

АВГУСТ

 

100 лет со дня рождения ленинградского мастера исторической картины Юрия Ниловича Тулина (1921–1983), заслуженного художника РСФСР. В дни блокады работал на заводе. Известность пришла к художнику в 1958 году, когда на Международной выставке в Брюсселе он получил Гран-при за произведение «Лена. 1912 год». В Томском областном художественном музее хранится его второй известный и большеформатный холст «Во имя свободы» 1975 года (14*).

 

75 лет со дня рождения известного российского графика Татьяны Михайловны Бельчиковой, заслуженного художника России, которая в творчестве на протяжении многих лет разрабатывает несколько графических циклов, в том числе «Сибирская деревня» и «Томск – мой город». Виртуозное владение различными техниками, теплота образно-эмоционального пространства листа характеризуют художника как мастера высокого международного уровня, включенного во «Всеобщий словарь художников всех стран и народов» – выпуска 1994 года. В музее хранится большая коллекция её оригинальных и тиражных листов (18*).

105 лет со дня рождения Евсея Евсеевича Моисеенко (28.08.1916, д. Уваровичи Гомельского уезда (Белоруссия) – 29.11.1988, Ленинград) – лидера «ленинградской школы живописи». Для манеры Моисеенко характерна острая графичность в сочетании со свободной работой кистью, яркие, чистые цвета. Руководил мастерской в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, воспитал несколько поколений художников (28).

 

СЕНТЯБРЬ

 

190 лет со дня рождения французского живописца и скульптора Александра Фальгьера (1831–1900), уроженца Тулузы, где хранится основная часть его станковых произведений, профессора Парижской школы изящных искусств, члена Академии изящных искусств, автора монументальных и станковых произведений. Творчество художника изящно и близко к античному искусству. В 1878 году он был награжден орденом Почетного легиона – высшего знака отличия и символа официального признания заслуг перед Францией (7*).

 

100 лет со дня рождения белорусского живописца и педагога, шестидесятника Альгерда Адамовича Малишевского (1921–1989), заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР, участника Великой Отечественной войны. Его произведения отличаются особым лаконизмом и простотой, где артистично взаимодействуют фактура, цвет, ритм, свет (8*)

 

300 лет со времени смерти известного французского гравера Бенуа Одрана (16611721), представителя семьи известных граверов. В 1709 году он был принят в члены Академии изящных искусств и назначен придворным гравером Людовика XIV. Кроме исторических сюжетов с картин известных мастеров гравировал портреты, благодаря которым получил широкое признание. В коллекцию музея входит «Портрет Джорджа Монка, герцога Альбемарль», известного английского полководца и адмирала, выполненный с живописного оригинала голландского художника Адриана ван дер Верффа (23*).

 

ОКТЯБРЬ

 

100 лет со дня рождения красноярского художника и писателя финского происхождения Тойво Васильевича Ряннеля (1921–2012), народного художника РСФСР, почетного члена Российской академии художеств. В 1931 году семья художника была депортирована в Красноярский край, в 1995 году как репатриант Ряннель переехал в Финляндию, но Тойво Васильевич продолжал выставочную деятельность в Сибири, в том числе его персональная выставка прошла в Томске в 2006 году. Творчество художника связано в основном с лирическими сибирскими пейзажами, которые автор часто сопровождал стихами (25*).

 

НОЯБРЬ

 

110 лет со дня рождения известного ленинградского скульптора-анималиста Бориса Яковлевича Воробьева (1911–1990), уроженца Томска, художника Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова (ЛФЗ), где имел личное клеймо, лауреата всемирных выставок. Его произведения хранятся не только в Томском художественном музее, но и в собраниях многих музеев мира (6*).

 

105 лет со дня рождения художника «московской школы» Виктора Юльевича Апфельбаума (1916–1963), зятя томского архитектора А.Л. Шиловского, музыканта и живописца, ученика К.К. Зефирова и А.А. Осмеркина, который дружил и пользовался советами А.В. Куприна и Р.Р. Фалька. В собрании музея четыре самых известных произведения художника, поступившие из семьи Шиловских-Апфельбаумов. Его пейзаж «Март. Кремль» 1958 года из серии «Москва сегодня» написала в мастерской Р.Р. Фалька, на котором запечатлен вид из окна дома Перцева, где располагались мастерские Фалька и Куприна (10*).

 

160 лет со дня рождения русского импрессиониста Константина Алексеевича Коровина (1861–1939). Мастер был одной из центральных фигур в среде русских живописцев на протяжении первых десятилетий XX века. Блестящий, артистичный художник, великолепный педагог и рассказчик. Коровина всегда притягивала атмосфера приморских городов с их непрестанной сменой игры света и цвета. В 1915–1916 годах Константин Коровин много и увлеченно писал Крым, где в Гурзуфе он построил себе дачу. Особенно много пейзажей посвящено жизни севастопольских и гурзуфских портов и базаров, наполненных напряженной жизнью. Полотно «Севастопольский базар» 1915 года из собрания музея написано художником в пору творчества, принесшую ему славу «маэстро, виртуоза и чародея живописи» (23*).

 

130 лет со дня рождения одного из знаковых художников русского авангарда Александра Михайловича Родченко (1891–1956) – дизайнера, фотографа, живописца и графика, «гения советской пропаганды». Он прошел путь от авангардиста, обласканного властью, работавшего в комиссиях по формированию коллекций современного искусства для музеев, до списка «запрещенных и забытых мастеров», чьи работы нельзя было покупать музеям. Он задал новые стандарты дизайна и рекламы в СССР, создал школу фотографии (23*).

 

90 лет со дня рождения московского скульптора Маргариты Михайловны Воскресенской (1931–2012) – одной из наиболее ярких женщин-скульпторов XX века, заслуженного художника России. Она входила в коллектив помощников великого С.Т. Коненкова в поздний период его творчества. Именно в это время сформировался её интерес к дереву как материалу и внимание к теме фольклора и женского образа (28*).

 

ДЕКАБРЬ

 

120 лет со дня рождения томского художника Николая Григорьевича Гиргилевича (1901–1966), получившего профессиональную подготовку в среде театральных художников Харбина в 1920-е годы. Репатриант из Китая, первый председатель томского товарищества «Художник», один из первых членов томского Союза художников, из которого был исключен после расстрела сестры в 1937 году. Долгие годы не принимал участия в художественных выставках, работал художником-оформителем в томских вузах, в годы Великой Отечественной войны был резчиком трафаретов в томской мастерской «Окон ТАСС» (1*).

 

80 лет со дня рождения сибирского художника Григория Степановича Краснова (1941–2020), заслуженного художника России, основателя и первого председателя региональной организации Союза художников Хакасии, который создавал произведения на темы истории и этнографии народов Хакасии и неоднократно участвовал в художественных выставках в Томске (3*).

 

80 лет со дня рождения томского архитектора, художника, педагога Василия Федоровича Болдырева (1941–2003) – автора живописно-графических работ в области ассоциативно-аналитического искусства, представленных в собрании музея. Почетный архитектор России, член Союза архитекторов, кандидат архитектуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук. Болдырев более 25 лет занимался проблемой взаимосвязи и функционального взаимодействия между искусством и наукой. За это время автором выполнено свыше 1500 живописно-графических листов, более 2000 рисунков, эскизов, набросков, которые входят в разнообразные циклы, блоки, серии работ (8*).

 

95 лет со дня рождения самобытного омского художника Николая Яковлевича Третьякова (1926–1989) – яркого представителя «сурового стиля», на формирование изобразительного языка которого оказало воздействие его увлечение древним искусством Сибири, изучаемого художником во время этнографических экспедиций Академии наук СССР (11*).

 

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.