Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки / К 155-летию со дня рождения Сергея Ивановича Голубина (1870–1956)

Автопортрет 1925 г.

25 марта 2025 г. исполняется 155 лет со дня рождения Сергея Ивановича Голубина (1870–1956), живописца, графика, педагога, персонального пенсионера Академии художеств, почетного члена Томского отделения Союза художника РСФСР, одного из основоположников советского изобразительного искусства в Сибири. В истории изобразительного искусства Томска С.И. Голубин – в ряду первых величин, в 1930-х он был настоящей «томской академией». В Томском областном художественном музее хранится 17 произведений художника.

 Будущий художник родился в старинной петербургской семье почетного гражданина Иоанна Николаевича Голубина и его жены Александры Петровны. Однако через год отец был назначен на должность директора банка в г. Красноярск и семья переехала в Сибирь. Позднее Голубины перебрались в культурный центр огромного края, в университетский Томск, где и прошла зрелая юность художника. С раннего возраста в семье царил культ искусства и творчества, дети с раннего возраста занимались музыкой и рисованием. Однако домашней подготовки явно не доставало для приобретения знаний и навыков необходимых для получения профессионального художественного образования. Поэтому в Красноярске Сергей постигал азы рисунка у местного архитектора, воспитанника Академии Художеств, а в Томске стал посещать студию выпускника Мюнхенской Академии Александра Мако. В гимназические годы Сергей со своим товарищем, известным в будущем советским художником М.М. Черемных, посещал выставки томских и приезжих художников. Друзья внимательно изучали работы Гуркина, Базановой и других зрелых мастеров. Юноши пытались подражать лучшим образцам, представленным в экспозициях. К примеру, Сергей сделал углем копию с картины Маковского, чем заслужил похвалы своего наставника.

В 1889 г. Голубин, по совету и с одобрения В.И. Сурикова поступает вольнослушателем в Академию художеств, где успешно проходит курсы головного и фигурного классов и зачисляется в натурный класс. Одновременно юноша совершенствуется в мастерской П.П. Чистякова, а затем у И.Е. Репина.

Интересно, что после зачисления, С. Голубин создает кружок из соискателей не поступивших а Академию и не удостоенных звания студента, но желавших продолжить художественное образование. Однако не обладая опытом преподавания, юноша попал в затруднительное положение, из которого его вывел И.Е. Репин, получивший на тот момент мастерскую от мецената Клавдии Тенишевой. В ней и разместилась группа Голубина под руководством теперь уже Репина. А в 1896 г. и сам Голубин переходит в мастерскую по исторической живописи профессора И.Е. Репина.

Однако, закончить академическую школу и получить искомое образование Сергею не удалось. Виной чему послужило участие в студенческих беспорядках, случившихся в Высшем художественном училище в феврале 1897 г. Последние были инициированы трудностями студенческой жизни, случившимися с переходом к новым порядкам, продиктованным принятием в 1893 г. нового вузовского устава, заметно сужавшего права студенчества, в отличии от действующего устава 1859 г. В апреле (23) 1899 г. С.И. Голубин был исключен из списка учащихся. Однако, полученных знаний и навыков ему вполне доставало для самостоятельного художественного развития.  

К этому времени у Голубина уже сформировались собственное художественное видение, основанное на искусстве реализма. Чистяков и Репин прочили юноше великолепную карьеру рисовальщика. А успехи в копировании живописи старых мастеров, таких как Рембранд, Веласкес, Рубенс, Мурильо, Рафаэль и Веронезе, поставили тогда еще студента, в ранг лучшего копировальщика, каковым его рекомендовал заказчикам главный хранитель Эрмитажа А.И. Сомов. По этой причине тогда еще студент имел много дорогих заказов. Однако Голубин не остановился на рисунке и графике. В 1906-1917 гг. он участвует в укладке на стены Исаакиевского собора мозаики взамен испорченной временем живописи. Для полного освоения профессии мозаичника Сергей вновь обращается к учебе. В документах Академии художеств отмечено, что в 1914 г. он числится учеником мозаичного отделения.

Неудачный опыт с организаций студенческого кружка для подготовки к вступительным испытаниям подвигнул Голубина на ликвидацию пробела в педагогическом образовании, чему способствовало прохождение специальных курсов (1898-1901). Привлекательной стороной являлось то, что успешному выпускнику выдавалось свидетельство, дающее право на преподавание рисования в средних учебных заведениях.  В дальнейшем его наличие оказало Голубину большую услугу при трудоустройстве.     

После ухода из академии художник жил в Костроме, но в 1906 году вернулся в Петербург, где оставался вплоть до смерти жены в 1927 г. Оставшись один, художник принял приглашение сестер и вернулся в Томск, в город своей юности, где прожил оставшиеся годы.  В окружении близких и новых друзей Сергей Иванович возвращает душевный покой и приступает к работе в муляжной мастерской медицинского института. Постепенно возвращается и к творческой деятельности. В середине 1930-х гг. С.И. Голубин вел занятия в студии кооперативного товарищества «Художник», где много лет являлся членом художественного совета. Одновременно художник преподавал на кафедре графики Томского индустриального института и вел частную студию. В 1930-е гг. Голубин не входя в членство Томского филиала АХРР (Ассоциация художников революционной России) активно участвовал в его выставках, приобретая с этим известность в сибирской художественной среде.

По мнению биографов, С.И. Голубин не создал собственной педагогической системы и школы. Однако всем своим творчеством он утверждал, что в основе его метода пребывает идеология русских «передвижников», покоившаяся на фундаментальной работе с натурой. В этом он никогда не изменял себе и того же требовал от учеников. По его глубокому убеждению, в основе обучения любого художника должен быть постоянный и упорный труд, организованный на беспощадной требовательности к самому себе.

В томский период Голубиным был написан целый ряд портретов детей и взрослых людей из разных слоев общества. На ряду с селянами можно увидеть представителей   рабочих профессий и ученых с мировым именем. Отличительными чертами его портретов являются несомненное сходство, психологизм, достоверность характера, четкость силуэта, мастерский рисунок, приглушенный колорит, простота и художественная завершенность, свойственная работам больших мастеров.

Помимо портретного жанра, Сергей Иванович много внимания уделял пейзажу, который писал вне зависимости от времени года и погодных условий. Но более всего С.И. Голубин любил писать зимний пейзаж, удивляя зрителей точностью и свежестью передачи заснеженных полей и лесов, видом глубоких сугробов, убеленных крон деревьев. Для придания снегу живости художник использовал специфический мазок, насыщавший изобразительное поле особенным сиянием.

На пленэре Голубин более всего работал в окрестностях Томска, у полюбившейся ему деревни Протопопово, где бывал в разные сезоны, а летом останавливался для творческого отдыха. В основе его пейзажей знаменитый местный кедрач, взятый с разных ракурсов, в разное время суток, при разном освещение. Художник с одинаковым старанием выписывал отдельные стволы с могучими кронами, фрагменты рощи и виды деревни на ее фоне. В 1927 и 1928 годах здесь были созданы такие произведения как «Кедры над водой», «Кедровая роща», «Большое Протопопово» другие работы. За беззаветное обожание и творческую приверженность кедру художника величали «певцом сибирского кедра».

Сергей Иванович Голубин был из тех художников, творческая судьба которых была тесно связана с Сибирью. Здесь прошли полвека его жизни, большую часть из которой он прожил в Томске. Но несмотря на то, что Голубин является одним из крупнейших представителей сибирской живописи, томский период его творчества до сих пор остается недостаточно изученным и освещенным в должной мере.

Ю. И. Ожередов

2025.


Зимний лес. Финляндия

Крестьянин Яков. 1929 г.

Девочка с куклой. 1929 г.

Толя Протопопов 1928-1929 гг.
Поделиться с друзьями:

Автопортрет 1925 г.

25 марта 2025 г. исполняется 155 лет со дня рождения Сергея Ивановича Голубина (1870–1956), живописца, графика, педагога, персонального пенсионера..." data-image="http://artmuseumtomsk.ru/v/small/1016.jpg">

УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.