|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / 140 лет со дня рождения российского-советского художника Михаила Михайловича Щеглова
![]() 16 октября 2025 г. исполняется 140 лет со дня рождения известного российского-советского художника Михаила Михайловича Щеглова (1885–1955), часть жизни которого связана с Томском. В истории изобразительного искусства художник приобрел известность в жанре карикатуры, книжной иллюстрации и декоративного-прикладного искусства. В дореволюционный период Михаил Щеглов подготовил и издал в виде почтовых открыток (открытых писем) несколько серий юмористических рисунков, иллюстрирующих типажи сибирских обывателей, служащих сибирской железной дороги. Но особенно запоминающимися оказались образы нарымских остяко-самоедов селькупов впервые показанные в изобразительном искусстве. Несмотря на нотку юмора художник создал подлинный образ коренных народов Сибири. Именно эти работы принесли автору широкую известность и положение в обществе. В досоветский период М.М. Щеглов выслужился до чина коллежского советника и был награжден знаком ордена Святого Станислава 3-ей степени, а в советское время (1953г.) удостоен почетного звания «Заслуженный деятель Украинской ССР». Щеглов Михаил Михайлович родился 16(28) октября 1885 в г. Самара в семье служащего министерства путей сообщения. Его отец работал проходчиком при прокладке транссибирской железнодорожной магистрали, что и привело семью Щегловых в сибирский город Красноярск. Именно здесь у мальчика проявились способности к рисованию. После окончания в 1900 г. курса в гимназии юноша планировал продолжить обучение в стенах Академии художеств. Его мать Екатерина Николаевна, на тот момент служила экономкой в доме промышленников Кузнецовых, отец которых, Петр Иванович, некогда помог В.И. Сурикову получить академическое художественное образование, выплачивал юноше стипендию, приобретал его работы. У Кузнецовых Екатерина Николаевна заручилась рекомендательным письмом к великому художнику и вместе с сыном отправилась в Москву. Суриков радушно встретил сибиряков и помог молодому дарованию поступить в Строгановское художественное училище, которое последний окончил с отличием в 1906 году. По окончанию курса Щеглов был удостоен звания «рисовальщик». Распоряжением товарища Министра торговли и промышленности от 6 ноября 1906 года художник был определён штатным преподавателем рисования в Первое Коммерческое Сибирское училище в г. Томск. Прибыв к месту службы, молодой человек активно включился в учебную работу и местную художественную жизнь, не забывая индивидуальное творчество и выставочную деятельность. Позже он писал в своем «портфолио» о томской жизни: «Два года был классным наблюдателем в Томске (параллельные 1, 2, 3 классы). Преподавал геометрическое черчение, чистописание, лепку. Изучал орнамент западносибирских инородцев. Работал в томском кустарном комитете. Читал лекции: «Применение инородческого орнамента в прикладном искусстве», «По Италии», «Об искусстве Сибири». В Томске мною был устроен ряд вечеров. Пишу декорации, знаю резьбу по дереву, чеканку, выпиливание». Тогда же решился вопрос личной жизни, Михаил «вступил в первый законный брак 15 июня 1907 года с девицей Марией Ивановной Крыловой», а 2 марта 1908 года у них родился сын Алексей. В годы пребывания в Томске Щеглов выступил в 1909 г. одним из учредителей Томского общества любителей художеств (ТОЛХ), принял участие в трех выставках данной организации, первая из которых состоялась в 1908-1909. Именно в этот период Михаил Щеглов раскрылся как художник-график в томских литературно-юмористических журналах «Ерш» (1906–1907), «Бубенцы» (1906–1909), «Силуэты жизни родного города» (1909, с 1910 – «Силуэты Сибири»). Широкую известность получили публицистические статьи М. Щеглова по вопросам художественного движения в регионе, опубликованные в газете «Сибирская жизнь». Одновременно художник выступал на заседаниях общества с докладами на тему искусства. Особенно много внимания он уделял теме «сибирского художественного стиля», разработкой которого занялся под влиянием Г.Н. Потанина, В.А. Обручева, А.В. Адрианова и В.Я. Шишкова. С целью углубления в данную тему Щеглов предпринял серьезное изучение быта и нравов коренных обитаттелей Сибири, в том числе путем натурных исследований в глубинке Нарымского края. В ходе своей экспедиции художник во множестве зарисовывал образцы бытовой утвари и орнаментов, послуживших в последствии основой для разработки эскизов предметов сибирского декоративно-прикладного искусства. Результатом поездок по северу явились серии акварелей «Из жизни остяков» и «Сибирские типы». Первая в 1911 г. была издана известным сибирским предпринимателем П.И. Макушиным в виде почтовых открыток (открытых писем). В отзыве на издание «Сибирская жизнь» писала: «Рисунки правдивы по отношению к быту, в них много вдумчивости и художественного замысла; это хорошее школьное пособие для ознакомления с Сибирью». Успехи Михаила Щеглова в отработке графических миниатюр не остались без внимания творческой общественности и профессионалов. В 1910 году художник получил заказ от книгоиздателя Ивана Сытина проиллюстрировать последний роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Книга, содержавшая 100 авторских рисунков, была издана в 1914 году и пользовалась большим успехом. Блестяще выполнив задание издательства и получив хороший гонорар, Щеглов смог отправится в путешествие по Европе, где ознакомился с музеями и архитектурными достопримечательностями Австрии, Германии, Чехии и Италии. Не взирая на успехи и широкое признание в Томской художественной среде, суровый томский климат и отдаленность от столичных художественных центров стали основанием для отъезда Щеглова в Москву в мае 1913 года. Известно, что уже несколько лет он вел поиск работы преподавателем в центральной России, который привел его в Рыбинск где оказалась незанятой вакансия преподавал рисования в коммерческом училище. Затем он перебрался в Симферополь, где занимался плакатом и сатирическим рисунком. Его «летучие листки», именуемые «Партвентилятор» и «Профтачка» принесли М. Щеглову большую популярность. В 1925 году художник переехал в Харьков и его рисунки во множестве заполонили страницы украинских журналах и крупных газет. По всей творческой жизни художника главной формой творчества оставались плакат и сатира. Он одним из первых ввёл новый тип агитплаката, используя форму народной лубочной картинки. С помощь открытых художественных приемов художник иллюстрировал книги для детей, оформил произведения Горького и Некрасова. Осенью 1941 года в группе художников Центральной России и Украины Щеглов был эвакуирован в Томск, где стал одним из организаторов и активнейших сотрудников иллюстрированной газеты «За Родину». В 1942-1944 гг. выпускал иллюстрированный «Дневник Отечественной войны» (вышло 507 листов). В Томске Щеглов продолжил начатый еще в Харькове в первые дни войны выпуск «Окон ТАСС», за три года было выпущено 100 плакатов с тиражами от 3-х до 5-ти тысяч экземпляров. Летом 1944 года М.М. Щеглов окончательно покинул Томск, в конце 1944 года вернулся в Крым и все последующие годы жил и работал в Симферополе. После войны как и прежде преподавал, много и плодотворно работал в области книжной графики, оформил ряд спектаклей в Крымском областном драматическом театре, до конца дней своих сотрудничал с центральными газетами и журналами, а в 1957 г. издал книгу воспоминаний. В том числе с теплом описал свою жизнь в Томске.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|