В коллекции Томского Областного Художественного Музея находятся работы московского художника и архитектора Эммануила Бенционовича Бернштейна. Этого художника искусствоведы называют «портретистом» древнерусского зодчества. Его уверенная и широкая живописная манера чужда «мелкого письма» деталей и подробностей. По работам нельзя изучать историю архитектуры в частности, но в них превосходно схвачен общий художественный эффект памятника, его связь с природой окружающей, его настроение. Художнику удается уловить дух изображаемого здания.
Во все времена архитектура являлась определенной приметой эпохи и хранителем ее духовных ценностей. Обращаясь в своих произведениях к изображению архитектурных композиций и мотивов, художники создают сложную временную цепочку: время построения здания – время самого художника, когда он создает свое произведение – время зрителя. Воссоздание целостного художественного образа перекладывается на плечи зрителя.
Бернштейн Эммануил Бенционович родился 30 мая 1914 года в Нижнем Новгороде. Биографических сведений о нем очень мало. С 1932 г. по 1937 г. он учился в Московском Архитектурном Институте у И.В.Рыльского. Каникулы проводил в экспедициях. В 1936 году Бернштейн удачно совместил работу и отдых, отправившись комендантом с Эльбрусской комплексной экспедицией Академии Наук в высокогорный лагерь «Кругозор». Балканское ущелье с наскальными постройками представилось как начало начал зодчества. С упоением, пускаясь в путь от селения к селению, своими глазами увидев историю, он обмерял, зарисовывал, составлял планы жилищ. Про каждый интересующий его дом он расспрашивал: как установлены опоры, как сложены световой проем и очаг. Бернштейна не покидала мысль, что «сказочные террасы – это никем еще не написанная история архитектуры – переход человека из пещеры в постройку».
После окончания института художник сотрудничал с Академией Архитектуры и в течение нескольких лет возвращался в Кабардино-Балкарию, написав в последствии солидный труд по народному творчеству Балкарии «Народная архитектура Балкарского жилища». Его экспедиционный альбом зарисовок стал уникальным документом истории архитектуры и культуры этой страны.
Свою родную страну он объездил с севера до юга, с запада до востока, делая везде натурные зарисовки. В работе над гравюрами он испробовал разные техники: и оригинальные – это акварель, тушь, пастель, и печатные – линогравюра, автолитография, офорт. Вот серии работ, принадлежащих руке этого художника: «По ущельям Балкарии» (акварель, тушь, 1939г.); «Старый Петербург» (акварель, тушь, 1939г.); «Старая Рига» (автолитография, 1946г.); «Московский Кремль в ХVII веке» (автолитография, 1947г.); «Литературные места Москвы и Ленинграда» (акварель, линогравюра, автолитография, 1950-1962гг.); «Москва. Памятники зодчества ХVII века» (автолитография, 1957г.); «Подмосковье ХVIII - ХIХвека» (цветная автолитография, 1958г.); «По Чехословакии и Польше» (акварель, 1961г.); «Памятники зодчества Вологодской области» (акварель, 1963г.); «Ярославль и Ростов Великий» (акварель, 1964г.).
В нашей коллекции находятся 21 произведение из разных серий автора. Несколько работ из серии, посвященной архитектуре Вологды, одного из старых русских городов северного края. Вологда впервые упоминается в письменных источниках под 1147 годом. Изначально город был деревянным, в 1560-х годах Иван Грозный начал строительство каменного Кремля. Время стерло следы всех сооружений тех лет. Софийский собор - первое каменное сооружение в городе и единственный памятник 16 века, сохранившийся до наших дней. Вологодская София воздвигалась по образу Успенского собора в Московском Кремле. Но во внешнем облике храма заметно влияние не только московской архитектуры 15 в., но и связь с более ранним новгородским зодчеством. В 17-18 вв. против западного входа в собор был сооружен комплекс зданий Архиерейского двора, массивные крепостные стены в свое время сделали резиденцию вологодского архиерея неприступной крепостью. Одноглавая надвратная Воздвиженская церковь акцентировала главный вход.
Легендарным «градом Китежем» предстает перед нами Спасо-Прилуцкий монастырь-крепость, опоясанный каменным стенами и башнями. Основанный в 1371 году, монастырь до ХVI века оставался деревянным. Первым его каменным сооружением был Спасский собор. Каменные здания монастыря построены по типу памятников раннемосковского зодчества, но отличаются от них еще большей лаконичностью и сдержанностью архитектурного языка. Вологодская интерпритация декоративных мотивов Пскова и Москвы.Живописностью общей композиции и нарядным убранством фасадов выделяется церковь Константина и Елены. Ее украшают яруса кокошников «вперебежку», нарядные наличники, пучки колонн-дудочек на углах фасада, столбы-кубышки и двойные арочки с висячей гирькой нижнего рундука крыльца. В этом сказывается усиление декоративного начала, характерного для русского зодчества конца 17 столетия.
Еще одна работа из серии, посвященной городу – Переславль-Залесский. Художнику удалось запечатлеть неповторимое своеобразие каждого из Переславльских монастырей – Горицкого, Данилова и Никитского. Высоко над Плещеевым озером на южном берегу расположился Горицкий монастырь. Его каменные здания ХVI - ХVII веков сохранились и поныне. К московской дороге, монастырь обращен массивной кирпичной оградой с красивыми «святыми» и въездными воротами. Низкие круглые столбы поднимают двойную «слоистую» арку. Обильно декорированный фасад говорит о том, какой творческой мощью обладали зодчие. Напротив Горицкого монастыря расположен Данилов монастырь, основанный в 1568 году близким к великому князю Василию III монахом Даниилом. Над постройками этого монастыря трудились артели костромских и ростовских рабочих. Значительная часть каменных зданий построена на средства князя И.П.Барятинского, под старость принявшего постриг в этом монастыре. Никитский монастырь стоит в суровом уединении на северном берегу озера, где проходит дорога на Ярославль. За его строительством следил лично Иван Грозный – монастырю предстояло стать одной из опричных резиденций царя.
Художник Бернштейн обращает внимание и на простые постройки, помогающие понять своеобразие русской архитектуры. Жилые постройки города – деревянные и каменные, просто, амбары, сараи, каретники, конюшни – ничто не ускользает от пристального взгляда художника. Вот, например, - взъезд, дворище и боковуша деревни Вязенцы на Онеге, или амбары в Чугуеве на Онеге.
Многое может открыться взгляду художника. В повседневной жизни, в простой, примелькавшейся вещи он может увидеть красоту. Каждая работа художника должна предстать перед человеком как откровение, заставляющее взглянуть на обыденное по-новому. Настоящее искусство рождается из любви к окружающему миру, к природе, к родной земле, к людям. Оно существует неотделимо от жизни.
Было время, когда перед Бернштейном стоял выбор: заниматься ли архитектурой или же реализовать себя в художественном искусстве. Он предпочел графику, как изобразительное искусство более доступное людям. Графика может войти в любой дом либо в виде книжной иллюстрации, либо в виде эстампа (собственноручного оттиска с авторской подписью). Бернштейн стремился донести до людей увиденную когда-то его глазами красоту.
Станкеева С.Г.