Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Плакаты периода Великой Отечественной войны «Окна ТАСС»
Исаева Л.Ю., снс,
научно-исследовательского отдела

 


В первые послереволюционные годы искусство плаката переживало расцвет. «Шершавым языком плаката», по выражению поэта и художника Владимира Владимировича Маяковского, революция мобилизовала добровольцев в Красную Армию, объявляла «смерть мировому капиталу» (Энциклопедия, 2001: 627.), помогала голодающим Поволжья, призывала учиться грамоте и сохранять памятники искусства – не было темы, которую бы не затронул плакат.

Основными особенностями плаката были острота подачи материала, мгновенная реакция на быстро меняющиеся события, агитационная направленность, благодаря которой и сложились главные черты пластического языка плаката – лаконизм, условность изображения, четкость силуэта и жеста. Все эти свойства прямо связаны со спецификой плаката – его призывностью, прямым и быстрым воздействием на зрителя.

В годы гражданской войны плакат имел исключительное значение. Он был повсюду: на стенах домов и заборах, на вагонах и в витринах, на улицах и вокзалах. Плакат играл роль живого оратора. Он обращался ко всем и к каждому в отдельности, привлекая к новым проблемам дня. При огромном числе неграмотных и малограмотных людей среди населения плакат играл роль своеобразных уроков политической грамотности.

До революции плакат в России использовался только для торговой рекламы или как театральная афиша. Политического плаката как сформировавшегося вида графики не было. Не случайно, поэтому советский политический плакат в своем развитии шел от лучших традиций русской графики, и, прежде всего от политической журнальной сатиры. Многие основоположники советского плаката до революции активно участвовали в журналах сатирического характера, где начал складываться их изобразительный метод. Первые политические плакаты, изданные в двух, четырех – шести цветах вели свои изобразительные традиции от народных картинок – лубков с их широкой повествовательностью, содержавшейся в подробном рисунке.

Авторами самых известных плакатов стали карикатуристы Моор (Дмитрий Стахеевич Орлов, 1883-1945) и Дени (Виктор Николаевич Денисов, 1893-1946). Незабываемы по эмоциональной выразительности и силе убежденности образы красноармейца («Ты записался добровольцем?», 1920) и взывающего о помощи старика («Помоги», 1921) в плакатах Моора. Острым юмором и точностью социальных характеристик отмечены лучшие работы Дени – «Антанта под маской мира», (1920) , «На могиле контрреволюции», (1920).

Исключительным явлением в истории искусства стала такая необычная форма политического плаката как «Окна сатиры РОСТА». РОСТА – Российское телеграфное агентство, центральный информационный орган советского государства в 1918–1925 гг. «Окна РОСТА, - писал Маяковский, - фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников вручную сто пятидесятимиллионного народища» (Энциклопедия, 2001: 627.).

«Окна сатиры» - это плакаты, сделанные по трафарету (прорезной картон) и раскрашенные от руки. Как правило, изображение на них сопровождалось стихотворными надписями, отражавшими текущие события.
«Окна» возникли осенью 1918 г. и выходили без перерыва в течение трех лет, вплоть до окончания Гражданской войны в 1921 г. «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов» – так определил смысл «Окон РОСТА» В. Маяковский в своей работе «Грозный смех» (История русского и советского искусства, 1989: 11, 335;.). Вместе с Маяковским плакаты в мастерской РОСТА создавал и наш земляк Михаил Михайлович Черемных (1890-1962).

Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков на нашу страну нарушило мирный труд советских людей. Партия направляла все силы народа на защиту социалистической Родины. Жизнь страны была подчинена требованию: «Все для фронта, все для победы».

В дни суровых испытаний политорганы Красной Армии и советские издательства мобилизовали все средства политической пропаганды и агитации, чтобы нести в массы вдохновляющее и разъясняющее слово партии. Издаваемая в годы войны центральная газета «Литература и искусство» отмечала «чрезвычайно нужную форму агитации, хорошо поддающуюся массовому воспроизведению и легко проникающую в быт», ставя в один ряд почтовые открытки, листовки, плакаты и агитокна ТАСС.

Плакат времен Великой Отечественной войны воспринял лучшие традиции революционного плаката. Буквально в первые дни войны на улицах появился знаменитый плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе (1902-1985) «Родина - мать зовет!»
Возродились и «Окна РОСТА». Теперь они назывались «Окнами ТАСС». ТАСС - Телеграфное агентство Советского Союза, центральный информационный орган советского государства в 1925-1991 гг.
В далеком сибирском Томске все годы войны выпускались «Окна ТАСС». По решению горкома партии была создана томская мастерская «Окон». Одна из первых в Сибири она образовалась в начале 1942 г. В это время в город приехал эвакуированный из Харькова художник Михаил Михайлович Щеглов (1885-1955).

В мастерской работали художники Б.В. Шварц, С. Королев, И. Басинова. Тексты и стихи писали как сами художники, так и поэты: Л. Лившиц, Б. Ямпольский, Б. Шпензер, В. Гусев, И. Уткин, З. Островский. В состав редакционной коллегии входили К.А. Ситник, А.М. Ремов, М.М. Щеглов, В.А. Шепелев. Большинство изданий томской мастерской «Окон ТАСС» (более ста плакатов) выполнил Михаил Щеглов. Всего за время своего существования мастерская выпустила 12264 экземпляра агитокон. Художники разрабатывали собственные сюжеты или использовали темы московских коллег. В составе выставки есть плакат, тиражированный в Томске, а созданный М.М. Черемных в Бийске (Теплые вещи).

Сюжеты для плакатов художники рисовали вручную, размножали готовые листы по трафарету, раскрашивая гуашью, акварелью. Выпускались «Окна ТАСС» на оберточной бумаге, узкие полосы склеивались до размера окна (140х90 см), витрины магазина, в котором плакаты выставлялись для всеобщего обозрения. По постановления Томского горкома ВКП (б) в городе было определено 13 пунктов для ежедневного вывешивания плакатов и сводок Информбюро: Дом Красной Армии, проспект Тимирязева у библиотеки ТГУ, Иркутский тракт у Белого озера, вокзал Томск –I, вокзал Томск – II, сквер возле сберкассы № 131, фабрика «Красная дощечка», речной вокзал, электромеханический завод, Томскпромстрой, городской и районный агитпункты, площадь Революции, цирк.

В Томском областном краеведческом музее сохранилось 40 плакатов «Окон ТАСС», выпущенных М.М. Щегловым, а так же 119 акварельных и карандашных эскизов к «Окнам», зарисовки тыловых будней. Многие эскизы имеют в верхнем левом углу приклеенный текст газетной заметки, хроники Информбюро, заинтересовавшей художника и послужившей толчком для создания плаката. Три работы этого периода хранится в художественном музее. Значительное количество агитокон (более 50) поступило в Научную библиотеку ТГУ в году войны. Один из экземпляров каждой выпущенной серии обязательно направлялся в библиотеку, для архивации. «Даже в те военные годы мы понимали, нисколько не сомневаясь в нашей победе над врагом, что в будущем наши произведения изобразительного искусства военной поры будут представлять историческую ценность. Поэтому, начиная с самых первых выпусков, по одному экземпляру каждого плаката направляли в крупные библиотеки и музеи города Москвы с настоятельными рекомендациями хранить их только в рулонах», - рассказал в интервью в 2001 году художник московских «Окон» Виктор Масленников.

В стране ощущался недостаток бумаги. С целью ее экономии были снижены тиражи периодических изданий, а с августа 1941 г. прекращен выход 20 центральных газет и 179 журналов.[1] Однако «Окна ТАСС» выходили.

Преимуществом рисованного плаката по сравнению с тиражным, в тех условиях, была независимость от типографии, а значит, возможность быстро откликаться на события и использовать не две - три краски, а больше.

Яркие, злободневные, наполненные едкой политической сатирой и высокой гражданственной патетикой, они доходчиво рассказывали о событиях на фронтах войны и в тылу, комментировали сводки Информбюро, живо откликались на события в жизни Томска.[2]

Действие в «Окнах» развивалось последовательно, составляя законченный рассказ. Каждый эпизод сопровождался хлестким и доходчивым стихом. Ясное, легко узнаваемое изображение давалось упрощенным силуэтом. Яркий, без оттенков цвет был символичен: герои - воин Красной Армии, Таня, Илья Кузин, Иван - богатырь, красного цвета, а враги - Гитлер, Гимлер - черной или коричневой краской. Четкий ритм стройных линий, отсутствие мелких деталей придавали плакатам стремительность и энергичность.

Художники отталкивались от традиций народной картинки - лубка и сатирической карикатуры. Лаконичные и выразительные плакаты были понятны любому – взрослому и ребенку.

В начальный, самый тяжелый период войны главным героем плакатов был сражающийся советский воин, как в плакате «В горах, на равнине, на каждом шагу – смерть врагу!». Другой плакат, изображающий за решеткой окровавленных мужчин и женщин перед телом старика, призывал: «Боец Красной Армии! Не дай в обиду семью, родину, советский народ! Бей немецкого гада насмерть!». С ним перекликалось действие другого «Окна» - «Не отдадим братьев и сестер на лютую смерть и поругание! За каждую смерть советского человека - тысяча смертей немецких!». Образы с плакатных листов доходили до глубины души и сердца каждого советского человека, помогали ему в борьбе, будили ненависть к врагу.

Вобрал в себя всю боль народную, всю глубину народной ненависти к фашизму, напоминая знаменитый плакат Моора «Помоги!», плакат Ирины Басиновой «Кровь за кровь, смерть за смерть!» (1942 г.). На красно – черном фоне силуэт женщины в белой одежде, с поднятой в проклятии рукой. К ней прижался малыш, рядом - убитая девочка. Смерть ребенка была отмщена, в заключительном, четвертом фрагменте плаката враг повержен, заколот штыком и под всем изображением надпись: «За смерть детей, за муки и за горе, за все, за все дадут враги ответ!»

Еще один герой «Окон ТАСС» - это труженик тыла. Плакаты первого этапа войны были обращены призывами к нему. «Шахтер, металлург! Своим стахановским трудом, куешь победу над врагом!», «Больше металла! Ближе Победа!», «Экономия - закон военного времени».

Серия «Окно ТАСС» выходила под общим заголовком «Тыл – фронту». Один (1942) из плакатов серии состоит из 4 сюжетов. На первом рисунке, с надписью: «По врагу он очень метко бьет отличною оценкой» - ученик, сидя за партой, пятеркой сбивает фашиста с ног. На втором - швея за машинкой, ножницами схватила убегающего немца, со словами: «Я иголкой как могу, тоже фронту помогу». Третий сюжет - двое улыбающихся рабочих, говорят: «На заводе, в мастерской должен темп быть вот такой!», зажав клещами в наковальне немца, и один из них бьет по фашисту молотом. На четвертом – груженый состав придавил фашиста, с текстом: «Каждый новой тонной груза мы у немца давим пузо!» Вся страна, каждый советский человек откликнулся на призыв партии: «Все для фронта! Все для победы!»

С наступлением перелома в войне в пользу Советского Союза трагические сюжеты сменялись образами, вселяющими надежду, уверенность в победе. Эта уверенность окрыляла советских солдат, удесятеряла их силы. Именно о силе русского духа говорит плакат «О них напишут письма, о них и песни споют». Слева, на бумаге изображен пулеметчик, стреляющий в фашистов, под ним текст: «Иван строчил из пулемета, фашисты падали без счета, как древне-русский великан сражался Богатырь Иван». Справа - девушка со штыком, направленным в немцев. Под рисунком надпись: «Мария била без пощады врагов по головам прикладом – такие девушки - герои родятся при советском строе!»
Значительный интерес представляет многофигурный, колоритный, наполненный любимыми Михаилом Щегловым, еще с юности, сибирскими мотивами и орнаментами, плакат «Все силы Сибири на помощь фронту!» (1943), орнаментированный по нижнему краю повторяющимся рисунком - обоз с сибирскими подарками для фронта. В композиции, на фоне грандиозных новостроек заводов, дымящихся труб, изображены и старик, и молодая девушка, и сибирские охотники, и мелкие, графически выписанные детали – валенки, бочка, рыба. По своей выразительности плакат напоминает знаменитые открытки о нарымских остяках, про которые «Сибирская жизнь» в 1911 г. писала: «...Рисунки правдивы по отношению к быту, в них много вдумчивости и художественного замысла...».

Большое количество «Окон» было посвящено укреплению нерушимого единства фронта и тыла советской страны. Обращенные к труженикам тыла, к рабочим и колхозникам, они звали на доблестный труд во имя победы: «Сын на фронте, на поле отец, каждый из них достойный боец: один бьет винтовкой, другой - урожаем, с фронта и тыла врага побеждаем!». Еще оптимистично звучат призывы к работникам тыла: «Растут резервы с каждым днем, с лица земли врага сотрем!». Чуть позже к работникам тыла обращаются уже не с просьбами, а с заявлениями – «Брак и прогул - помощь врагу!» (1943) и спрашивают с него план: «Товарищ! А как ты выполняешь свои обязательства?» (1944).

Замечателен, напоминающий иконописного Григория - Победоносца, плакат (1942) «Отдать все силы обороне, прогнать проклятую орду! Разбить фашистского дракона в сорок втором решающем году!». На плакате - красноармеец на коне, прокалывающий острым копьем язык немцу – дракону. Но чтобы у зрителя не возникло аналогий с религиозным сюжетом, под рисунком дан текст из обращения И.В. Сталина: «Всей Красной Армии добиться того, чтобы 1942 год стал годом окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских захватчиков».

Понятны исторические аналогии, использованные при выпуске плаката «Били, бьем, и будем бить!». Сюжет состоит из 4 эпизодов. Первый – пронзенный пикой рыцарь, падает с коня, под рисунком надпись: «Псов – тевтонов наш народ, зарубив, пустил под лед!». Второй эпизод – пруссак, подталкиваемый штыком и вилами, бежит, теряя ключи Берлина – текст под рисунком: «1760 г. В бою разбит Фридрих Прусский, Берлин взят армией русской!». Третья часть плаката изображает немецкого офицера на костылях, с перевязанной головой, удирающего от русских штыков, с надписью: «1918 г. Трудовой народ советский оккупантов бил немецких!». В четвертом эпизоде - текст: «1944 г. То, что долг велит, свершим, вражью нечисть сокрушим!», и рисунок – советский танк идет на пушку, за которой видно перекошенное от страха лицо Гитлера. Этот плакат напоминал о победоносных боях русской армии, воспитывал патриотизм, окрылял бойцов, поднимал настроение.

Полон остроумной изобретательности плакат М.М. Шеглова «Ранние всходы». На черном фоне земли – зеленый, разросшийся сорняк, заканчивающийся головами фрицев в касках, а ниже - рука с прикладом автомата придавила фашистов. Под рисунком текст: «Геббельс о победе врет, полковник Бедин немцев бьет!»

Едким сарказмом проникнут плакат (1942) «Посылки немецких солдат домой». Справа - немка, в руках у нее сандалии, под рисунком текст: «1941 г. осень. Шлю тебе, Амалия, трофеи – сандалии». Слева - следующий рисунок – немка, перед ней вошь в немецком мундире, ниже текст: «По сообщению немецкого командования солдаты посылают домой живых вшей в конвертах (из газет). 1942 г. весна. Шлю тебе, Амалия, вши свои и ... так далее...».

Так же с сарказмом написан плакат, объединяющий два рисунка под названием «Ой, не ходи, Фрицю!». На первом - немецкий офицер, обнимающий женщину, вдали видна украинская хата. Под ним текст: «Так представлялась Украина Фрицу и Гретхен из Берлина». На втором рисунке изображен рвущийся снаряд и падающий немец. Под рисунком надпись: «А на деле днем и ночью рвут снаряду землю в клочья, партизаны динамитом угощают там бандитов!».

Острой графической выразительностью наполнен плакат (1944) «С миру по нитке - Гитлеру - веревка!». На одном листе плаката изображен улыбающийся боец, в руке у которого, как из разматывающегося клубка появляются нити, появляются, танки, пушки, снаряды, бомбы, Под рисунком слова: «С миру по нитке». На другом листе «Гитлеру – веревка!» и сжавшийся от страха Гитлер, над которым висит веревочная петля.
Мастер гротеска и карикатуры М.М. Щеглов и М. М. Черемных используют в творчестве басни Крылова («Почти по Крылову», 1942) и народный фольклор («В Москву на темные дела банда шла из- за угла», 1942)
Манера исполнения этих «Окон ТАСС» восходит к жанру карикатуры, в области которой художники работали еще до революции.

В этом жанре политической сатиры, острой карикатуры, которая будет особенно популярна в советской журнальной графике немного позже, в годы «холодной войны» выполнены плакаты «Любовь по расчету» 1942) и «Лоскутная армия»(1943). В первом «Окне» изображен Гитлер, стоящий на коленях перед Норвегией в образе девушки, говоря ей: «Я предлагаю Вам союз, пришлите мне военный груз». А чуть ниже – Гитлер обнял девушку-Норвегию со словами: «Я буду Вам как нежный брат, побольше дайте мне солдат!»

В другом «Окне ТАСС» – Гитлер штопает заплатки - армию, изображенную в виде фашиста с оскаленным ртом, у которого на руках вместо перчаток и на ногах вместо обуви – танки, на груди фашиста лоскутки ткани с надписями: Румыны, Итальянцы, Венгры, Финны. Под этим рисунком название плаката «Лоскутная армия», ниже: «Не спасут заплаты от расплаты» и Гитлер, пытающийся удержать армию, разлетающуюся в разные стороны.

Актуальность творчества ведущего художника мастерской - М. Щеглова была оценена городской общественностью и в конце января 1943 г. в Томске открылась его персональная выставка «Дневник Отечественной войны». Художник представил плакаты «Окна ТАСС», акварельные и карандашные рисунки, всего около ста работ.

О смысле деятельности «Окон ТАСС» точно и убедительно сказал С. Маршак (История русского и советского искусства,1989: 374) в юбилейном, пятисотом московском «Окне»:
Под этим окном не поют серенады,
На этом окне резеда не цвела,
За этим окном разрывались снаряды
И Армия наша на подвиги шла.
И в первом окне, и в окне пятисотом
Горел наш огонь, призывая в поход
За новые подвиги, к новым салютам
За правое дело, на запад – вперед!


М.И. Калинин в беседе с художниками «Окон ТАСС», состоявшейся в Кремле 19 декабря 1942 г., сказал: «Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС», как не пройдут мимо «Окон РОСТА» при изучении Октябрьской революции… Чем больше этот плакат производит впечатление, чем больше он распространен, тем большую помощь он оказывает» (Журнал «Советский коллекционер», 1975: 110.).

В целом серия плакатов и рисунков «Окна ТАСС» объединена общей темой - советский народ и его сопротивление фашистской агрессии. Эмоциональный настрой плакатов - страдания народа, народный гнев, героическая сила народа, предрекающая его победу над врагом.

«Окна ТАСС» - политический плакат времен войны - с их общедоступным языком и острой политической злободневностью содержания, стали новой формой в искусстве и одним из ярких и значительных явлений в истории города Томска.



[1]Журнал «Советский коллекционер», // М. Забочень, В. Артемьев. Подвигам доблести – слава, честь, память. № 13. М. 1975.С. 105.
[2]Томская область: Исторический очерк./ Отв. ред. В.П. Зиновьев. – Томск. Изд- во Том. Ун-та. 1994 г. С. 414.

Литература:
1. Томская область: Исторический очерк./ Отв. ред. В.П. Зиновьев. – Томск. Изд- во Том. Ун-та, 1994.
2. История русского и советского искусства: учебное пособие для вузов/ Под. ред. Д.В. Сарабьянова – М.: Высш. Шк., 1989.
3. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство XVII - XX веков/ Глав. ред. М.Д. Аксенов. – М.: Аванта, 2001.
4. Казачков А. Художник Михаил Щеглов.// Томская старина. Томск – 1991 - №2. - С.14 – 15
5. Бродский И.А. Горький и художники. Воспоминания. Переписка. Статьи. Изд – во «Искусство». М. ,1964.
6. Томск. История города от основания до наших дней/ Отв. ред. Н.М. Дмитриенко. Томск. Изд – во Том. Ун-та, 1999.
7. Журнал «Советский коллекционер», // М. Забочень, В. Артемьев. Подвигам доблести – слава, честь, память. № 13. М., 1975. С. 105.

 

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.