|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / 120 лет со дня рождения старейшего новосибирского художника Григория Густавовича ЛИКМАНА (1904–1991)
![]() 25 января 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения старейшего новосибирского художника Григория Густавовича ЛИКМАНА (1904–1991) Григорий Густавович сожалел о том, что не имел законченного высшего образования, но для начала XX века два курса Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, один год рабфака ВХУТЕМАСа и два года занятий в художественной студии у Н.А. Русакова в Челябинске – это неплохое образование, которое позволило художнику, с 1926 года жившего в Новосибирске, стать постоянным участником всех выставок от городских до всесоюзных, работать художником в газетах, журналах, «Окнах ТАСС», заниматься оформлением клубов и Дворцов культуры многих городов Сибири. После всех выставок, проводимых в Томском краевом музее, художники, как правило, одну из экспонируемых работ дарили музею. Из-за отсутствия необходимого штата не все произведения сразу вписывались в инвентарные книги и со временем теряли имена своих авторов. В собрании музея таким образом оказались несколько акварелей 1920–1930-х годов неизвестных художников, одна из которых «Лес на пригорке» (гуашь, 24,8х33,7) предполагалось была выполнена театральным художником. В Томске Ликман начинал свой творческий путь художника в театрах и клубах. Он приехал в тяжелый и голодный 1923 год с семьей, получив место художника в городском театре, где работал почти три года. В собрание Томского областного художественного музея поступила в дар от новосибирского коллекционера Андрея Владимировича Ковалева большая коллекция графических произведений Г.Г. Ликмана томского периода. Это зарисовки деревянной архитектуры города, эскизы театральных декораций, наброски на небольших клочках писчей бумаги. В эти годы материалы, необходимые для творчества: краски, бумага, и тем более холсты были на вес золота. Одна из вновь поступивших работ оказалась по композиции, цветовой палитре и отдельным характерным особенностям, как например, изображение лежащих стволов берез, очень похожа на выше упомянутый пейзаж неизвестного автора. Идентичность работ не вызывает сомнений. Разница лишь в том, что музейная работа больших размеров, выполнена гуашью и оформлена в паспарту для экспонирования на выставке. Об участие художника в томских выставках биографы прославленного сибирского мастера ничего не сообщают. В Томске, в годы, когда здесь жил Ликман, художественная жизнь словно приостановилась. После последней выставки 1922 года, только в 1925 году вновь по инициативе Н.Н. Введенского была сформирована выставка, которую провели с 20 апреля по 3 мая. Выставка имела большой успех. За две недели работы выставки в газете «Красное знамя» было опубликовано две статьи, одна из которых под названием «Мастера и подмастерья». Среди мастеров назывались художники уже известные в городе. К подмастерьям относились молодежь, впервые появившаяся на выставке. Из подмастерьев были названы только Чарухин и Крылов – ученики В.М. Мизерова. Затем летом часть выставки, состоящую из работ «мастеров», показали в Новосибирске. Единственная выставка томских художников, на которой Ликман мог участвовать – это апрельская выставка 1925 года, после которой гуашь «Лес на пригорке» могла быть подарена Томскому краевому музею, художественная коллекция которого в 1982 году была передана в Томский областной художественный музей. Т.А. Бычкова.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|