Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки / 120 лет со дня рождения старейшего новосибирского художника Григория Густавовича ЛИКМАНА (1904–1991)

25 января 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения старейшего новосибирского художника Григория Густавовича ЛИКМАНА (1904–1991)

Григорий Густавович сожалел о том, что не имел законченного высшего образования, но для начала XX века два курса Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, один год рабфака ВХУТЕМАСа и два года занятий в художественной студии у Н.А. Русакова в Челябинске – это неплохое образование, которое позволило художнику, с 1926 года жившего в Новосибирске, стать постоянным участником всех выставок от городских до всесоюзных, работать художником в газетах, журналах, «Окнах ТАСС», заниматься оформлением клубов и Дворцов культуры многих городов Сибири.

После всех выставок, проводимых в Томском краевом музее, художники, как правило, одну из экспонируемых работ дарили музею. Из-за отсутствия необходимого штата не все произведения сразу вписывались в инвентарные книги и со временем теряли имена своих авторов. В собрании музея таким образом оказались несколько акварелей 1920–1930-х годов неизвестных художников, одна из которых «Лес на пригорке» (гуашь, 24,8х33,7) предполагалось была выполнена театральным художником.

В Томске Ликман начинал свой творческий путь художника в театрах и клубах. Он приехал в тяжелый и голодный 1923 год с семьей, получив место художника в городском театре, где работал почти три года. В собрание Томского областного художественного музея поступила в дар от новосибирского коллекционера Андрея Владимировича Ковалева большая коллекция графических произведений Г.Г. Ликмана томского периода. Это зарисовки деревянной архитектуры города, эскизы театральных декораций, наброски на небольших клочках писчей бумаги. В эти годы материалы, необходимые для творчества: краски, бумага, и тем более холсты были на вес золота. Одна из вновь поступивших работ оказалась по композиции, цветовой палитре и отдельным характерным особенностям, как например, изображение лежащих стволов берез, очень похожа на выше упомянутый пейзаж неизвестного автора. Идентичность работ не вызывает сомнений. Разница лишь в том, что музейная работа больших размеров, выполнена гуашью и оформлена в паспарту для экспонирования на выставке. Об участие художника в томских выставках биографы прославленного сибирского мастера ничего не сообщают.

В Томске, в годы, когда здесь жил Ликман, художественная жизнь словно приостановилась. После последней выставки 1922 года, только в 1925 году вновь по инициативе Н.Н. Введенского была сформирована выставка, которую провели с 20 апреля по 3 мая. Выставка имела большой успех. За две недели работы выставки в газете «Красное знамя» было опубликовано две статьи, одна из которых под названием «Мастера и подмастерья». Среди мастеров назывались художники уже известные в городе. К подмастерьям относились молодежь, впервые появившаяся на выставке. Из подмастерьев были названы только Чарухин и Крылов – ученики В.М. Мизерова. Затем летом часть выставки, состоящую из работ «мастеров», показали в Новосибирске. Единственная выставка томских художников, на которой Ликман мог участвовать – это апрельская выставка 1925 года, после которой гуашь «Лес на пригорке» могла быть подарена Томскому краевому музею, художественная коллекция которого в 1982 году была передана в Томский областной художественный музей.

Т.А. Бычкова.
25 января 2024 г.


Г.Г. Ликман. Лес на пригорке. 1923-1923

Г.Г. Ликман. Эскиз Деревья. 1923-1925 3632265

Г.Г. Ликман.. Эскиз задника. 1923-1925 3632282
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.