Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 100 лет со дня рождения московского художника Александра Фирсовича СУХАНОВА (1924–1996)

7 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения московского художника Александра Фирсовича СУХАНОВА (1924–1996), живописца и монументалиста.

В собрании Томского областного художественного музея два живописных полотна художника – «Музыкант» (1977) и «Натюрморт. Сухие цветы» (1982), которые поступили в 1983–1984 гг. из Министерства культуры СССР и Московской организации Союза художников СССР. Современники характеризовали Александра Суханова как человека утонченного, обладающего немыслимой энергией и особой преданностью Искусству. Он обладал «абсолютным слухом» не только к цвету и форме, но и к художественной правде. Суханов практиковал нетрадиционный стиль живописи, не связанный с официальными догмами 1970–1980-х гг.

Изначально ему повезло с учителями: он был в составе первых выпускников Московской средней художественной школы (МСХШ, 1939–1944), где его любимым наставником по живописи был знаменитый Василий Васильевич Почиталов, а в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова он учился в мастерской профессора С.В. Герасимова. Люциан Шитов в книге воспоминаний о МСХШ «Лучи детства» писал о художнике: «Саша Суханов, талантливый живописец, гордость школы, голубоглазый, светловолосый, широкоплечий, приветливый и славный парень. Еще одна славная легенда, не зря же весь первый наш набор школьный именуют «легендарным». Простой парень, здоровяк, широкоплечий, кряжистый, двухпудовиком по утрам баловался. Вздернутый нос, голубые, с пушистыми ресницами глаза. Как живописец был для нас, кумиром, эталоном колористически благородного, с тонкой проработкой деталей, письма. Душевная открытость, сердечность, отсутствие умственного занудства — вот что являлось главным для него. У Суханова, личности безалаберной, в основе была живопись. Правда, не анархически свободная от всего и вся, а в рамках хорошей профессиональной выучки. В чем-чем, а здесь Саша был горазд. С годами видоизменялось его искусствопонимание, столкнувшись с прозой жизни. Саша отказался от натурного бытоизобразительства, стал применять в работе сильно тянущий казеиновомеловой грунт и окунулся в стихию цветового декоративизма. Женившись на талантливой армянской художнице Лавинии Бажбеук-Меликян, он обогатил свою и без того красочно щедрую палитру психологическим толкованием цвета и своеобразным пониманием тона, свойственным традициям армянской живописной культуры».

После учебы в 1951 г. он присоединился к товариществу монументалистов при мастерской великого Павла Корина: они работали над мозаикой «Александр Суворов» для станции московского метро «Комсомольская», также – над двумя панно для Лейпцигской торговой ярмарки, участвовал в реставрации «Осада Севастополя» и «Бородинская битва» (в составе творческого коллектива членов Студии военных художников им. М.Б. Грекова). Большое влияние на творчество художника оказали не только П.Д. Корин, но и В.А. Фаворский, И.Е. Ефимов, П.П. Кончаловский.

Будучи человеком большой культуры и носителем этических и эстетических ценностей, Александр Фирсович оставался человеком удивительной скромности и благородства: его первая персональная выставка была посмертной. Его достижения стали результатом упорного труда, коллеги-художники отмечали: «Часто казалось, что он постоянно переделывает, беспощадно закрашивает. У него внутри горел огонь стремления к совершенству и ничьи советы не могли его остановить».

 

  1. Каталог собрания Томского областного художественного музея: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. – Томск, 2012, с 114, 305.
  2. Шитов Л. Лучи детства // Журнал Московского академического художественного лицея РАХ. Москва, 2003. № 4., с. 98, 130.

Т.Н. Микуцкая.
2024


Александр Фирсович СУХАНОВ (1924–1996)

А.Ф. Суханов. АВТОПОРТРЕТ. 1992

А.Ф. Суханов. МУЗЫКАНТ. 1977

А.Ф. Суханов. СУХИЕ ЦВЕТЫ. 1982

Л.А. Бежбкук-Меликян. АВТОПОРТРЕТ С МУЖЕМ. 2000
   
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.