Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Байкало-Амурская магистраль в коллекции музея

Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола. 50 лет с возобновления строительства

БАМ - железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, протяжённостью 4324 км. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Проходит примерно в 610-770 км к северу от Транссибирской магистрали и параллельна ей. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты. БАМ пересекает одиннадцать полноводных рек и проходит через 7 крупных горных хребтов. БАМ почти на 500 км короче Транссиба на участке от Тайшета до морского порта Ванино. Его стратегическим преимуществом перед Транссибом также является прохождение линии в глубине страны, на расстоянии 700-1000 км от государственной границы.

Проект тихоокеанской железной дороги обсуждался ещё в конце XIX века, однако топографическая разведка местности началась в 1926 году. В 1932 году на строительство БАМа были брошены силы заключённых ГУЛАГа: построен Бамлаг, который позже был переформирован в шесть исправительно-трудовых лагерей. После начала войны часть уже уложенных путей участка Бам - Тында в связи с нехваткой металла в стране по решению ГКО в январе 1942 года была разобрана и отправлена на нужды обороны (строительство Волжской рокады). В 1958 году был сдан участок Тайшет - Братск - Усть-Кут, и строительство приостановилось почти на 10 лет.

Активное строительство Байкало-Амурской магистрали возобновилось пятьдесят лет назад в 1974 году. На работы были привлечены молодежные бригады. Для привлечения кадров в апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на которую отправились массы молодых людей. Первый отряд был сформирован прямо на съезде. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков - Северомуйский тоннель - был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.

Тематика Байкало-Амурской магистрали отразилась в живописных, графических и скульптурных произведениях советских художников, которые выезжали «на места», погружались в атмосферу строительства, изучали ее специфику, окружающую среду, особенности жизни и быта строителей. Были созданы художественные произведения, представленные позже в экспозициях крупнейших выставок страны и пополнившие затем коллекции музейных собраний. В коллекции ТОХМ хранится 16 графических работ на тему БАМа таких художников: Гуриков А.В. (1941-2001) - серии офортов «Разбуженная тайга» 1979 и «На земле Дальневосточной» 1980, Шипицин А.С. (1938) – серия офортов «БАМ» 1978, Кубарев В.Г. (1941-2018) – серия «БАМ», Ленчин В.И. (1940-2016) – линогравюра 1982, Смирнов В.В. (1925-1990) – литография из серии «БАМ» 1975.

С.Г. Станкеева,
хранитель фонда графики ТОХМ.

 


Гуриков А.В. Рождение поселка. Офорт. 1980

Гуриков А.В. Дорогами БАМа. Офорт. 1979.

Гуриков А.В. Идут поезда. Офорт. 1979

Гуриков. Разбуженная тайга. Офорт. 1979

Кубарев В.Г. Комсомольская молодежна я бригада Н.Г. Новика. Карандаш. 1976

Смирнов В.В. На трассе БАМа. Литография. 1975

Шипицын А.С. Байкальский тоннель. Офорт. 1978

Шипицын А.С. В тоннеле. Офорт. 1978
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.