Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки / Маршруты жизни Александра Шумилкина. К 90-летию со дня рождения

Северные маршруты ему приходилось преодолевать на вертолетах, пароходах, нартах, проходить пешком. Это территории исследования его основной темы, которую Шумилкин определил просто – «Моя Родина». Найти свою тему – во многом для художника означает обрести свое лицо. Шумилкин стремился передать первозданность сибирской природы, боль за безжалостное уничтожение красоты и цельности мира. Высокий профессионализм и вкус помогли выработать отточенность авторского мастерства. Очень быстро Шумилкин создал свою «систему высокого стиля». Потребность глубоко ощущать связь с родной землей, с нравственными истоками народной культуры, особенностями сибирского характера, жизнь в тундре, тайге у охотников и нефтяников помогли художнику в переоценке понимания современности, образного языка живописи.

При всей многогранности творческих интересов центральное место в творчестве Шумилкина принадлежит пейзажу, что в целом характерно для большинства сибирских мастеров его поколения. Пейзажи Александра Шумилкина узнаваемы. Они поэтически возвышены, немногословны, кажется, автор отказывается от всего второстепенного, подчиняя холст главному: лаконичному и стильному образу Сибири, усиливая эстетику холста драматической нотой внутренней экспрессии. В основе драмы – сложное отношение автора к грубому вхождению «человека созидающего» в мир тонкой гармонии: буровые вышки, разливы нефти, брошенная техника, пожары, следы от вездеходов по ягелевому ковру тундры. К природе у Шумилкина особое пантеистическое отношение. И отсюда нескрываемый драматизм большинства холстов художника. В холстах земля предстает в образе лежащей женщины, окруженной цветами озер и лентами рек или в образе огромного доброго тюленя, на теле которого стоят чумы. Река-змея могучая, гибкая и сияющая в своем одеянии, дышит весенними ветрами и окружает суровый, а не сказочный мир первичной чистоты («В долине Гыдана», «Весенние ветры». 1979). Идея бесконечности мироздания живет в работах художника рядом со звучной космичностью пространства неба и земли, с нотой пантеистического озарения, со строгим построением композиции, лаконизмом и тонкой декоративностью. Художник намеренно выбирает точку зрения с высоты птичьего полета или из иллюминатора самолета, вертолета. В большинстве работ подобное построение пространства имеет целью придать пейзажу эпический характер. Он часто как бы совмещает в пейзаже несколько точек зрения, сложно и внимательно разрабатывает первый план.

Для Шумилкина именно 1960–1970-е гг. стали временем поисков динамичной и универсальной пластической структуры выражения «связи времен и пространств», целостного и гармоничного взгляда на мир. Оставаясь непосредственным, этот взгляд передавал личное и одновременно «всеохватное ощущение», в котором слились и тонкая красота сибирской природы, и неразрывно связанный с нею мир сибиряка, с детства близкий художнику, масштаб её пространств и её истории, духовная высота её поэтической традиции. Он по-своему решал стоявшую перед художниками его предвоенного поколения нелегкую задачу внутренней перезагрузки, поиск синтеза разноречивых художественных традиций. Это была многолетняя программа поиска основ построения его, теперь уже узнаваемого пространства картины. По существу, он искал объективные законы выражения целостного монументального восприятия окружающего мира. Достижению этой задачи он подчинил свой творческий путь.

Усложнившийся духовный мир художника, большая внутренняя сосредоточенность требовали более тонкого и одновременно более близкого к суровой природе живописного языка. Если многие художники в это время стремились к декоративной обобщенности цвета, А. Шумилкин, напротив, добивался предельной естественности, скромности колористического решения. Сузив спектр, амплитуду цвета, он максимально расширил количество оттенков, достигая большой тональной полихромности. Если в пейзажах начала 1970-х гг., то сгущаясь, то становясь более прозрачными, ведут свою тему два голоса – сложный серый цвет северной земли, освещенных полос леса и вторящий ему глубокий «космический» голубой цвет неба, то в пейзажах 1980-х гг. начинает преобладать очевидная четкая структура построения плоскости полотна как «цветового рельефа», образуемого несколькими слоями холодных и теплых тонов («Полярный Урал». 1979; «Заполярье. Осень». 1979). Каноном в его живописной манере надолго стало признание особой роли «природного» живописного материала, использование приема «рельефного объемного пространства» первого плана.

В 1986 г. в издательстве «Художник РСФСР» вышла монография о Ал.А. Шумилкине, где искусствовед С.Н. Левандовский писал о работах 1980-х гг.: «Ясно одно: этим работам, при неповторимости взгляда на мир природы не суждено стать последним словом художника. Уверенность в этом вселяют не только личностные качества живописца, который по самой своей натуре не может, не способен довольствоваться достигнутым, но и объективные требованиями времени. В конце 1980–1990-х гг., когда от художников стали требовать «оказания услуг», когда реализм во всех его формах был выброшен с «корабля современности» Ал.А. Шумилкин выступает в томской областной газете с большой программой статьей «Знать и защищать ценности культуры». Сейчас его предостережения и прогнозы о стремительном росте бездуховности и коммерциализации искусства оправдались. Однако сам художник ушел в «пространство внутренней эмиграции»: он писал, но не экспонировал свои работы на выставках. В беседе с автором статьи Александр Андреевич Шумилкин утверждал: «Может сложиться точка зрения, что весь мир ограничился для меня «границами» Севера. Но узких границ у Севера, как и Сибири, нет. В родных местах для художника всегда собраны воедино самые важные части всего мира».

Т.Н. Микуцкая.
2024.


Ал.А. Шумилкин. Весенние ветры.1979. ТОХМ

Ал.А. Шумилкин. Миша Анкай с собакой. 1972. ТОХМ .

Ал.А. Шумилкин. На дальней пристани. 1974-1977. ТОХМ

Ал.А. Шумилкин. Огни Самотлора.1978. ТОХМ

Ал.А. Шумилкин. Рыбачка Ямала. 1969. ТОХМ

Ал.А. Шумилкин. Подруги. 1983. ТОХМ
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.