Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 205 лет со дня рождения Козьмы Терентьевича СОЛДАТЁНКОВА

22 октября 2023 года исполнилось 205 лет со дня рождения Козьмы Терентьевича СОЛДАТЁНКОВА – известного московского купца-предпринимателя, книгоиздателя, мецената и собирателя.

Козьма Терентьевич родился 10 (22) октября 1818 года в старообрядческой купеческой семье. Отец, Терентий Егорович, владел бумаготкацкой фабрикой, входил в состав первогильдейского купечества, а в 1835 году стал потомственным почетным гражданином. В семье Солдатёнковых было шестеро детей, четверо из них – три дочери и один из сыновей – умерли в детстве.

Козьма рос «в очень грубой и невежественной среде Рогожской заставы», «еле обучен был русской грамоте и всю свою юность провел за прилавком своего богатого отца, получая от него медные гроши на дневное прокормление в холодных торговых рядах». Именно тогда он получил ценный опыт и на всю жизнь запомнил цену деньгам.

В 1850 году, после смерти отца, Козьма Терентьевич унаследовал фамильное дело и руководил им вместе с братом Иваном, а после его смерти – с племянником Василием. Быстро приумножив нажитый отцом капитал, он уже в середине 1850-х годов стал одним из наиболее крупных торговцев хлопчатобумажной пряжей в России.

Начиная с 1840-х годов Солдатёнков стал заниматься коллекционированием, но решающим моментом в этой деятельности стала его поездка в Италию в 1872 году. Один из братьев Боткиных, Николай, познакомил Козьму Терентьевича со знаменитым художником Александром Ивановым. Солдатёнков попросил его «руководства» для основания русской картинной галереи и покупать для него, что тот заметит хорошего у русских художников. Так, постепенно у Козьмы Терентьевича собралась огромная коллекция, где было немало самых прекрасных образцов русской живописи. Он покупал и картины иностранных мастеров, но этой части своей коллекции уделял значительно меньше внимания.

Денег на картины Солдатёнков не жалел, тратил их щедро и с легкостью. Друзья и знакомые, обыгрывая имя Козьмы, присоединили к нему фамилию Медичи – известного рода, также покровительствовавшего искусствам.

Вера Павловна, дочь Третьякова, так описывала Солдатёнкова: «Он всегда летом ходил в сером сюртуке, в серой накидке и серой фетровой шляпе с большими полями. Он был небольшого роста, плотный, широкий, с некрасивым, но умным, выразительным лицом… Носил небольшую бородку и довольно длинные волосы, зачесанные назад; в нем чувствовалась большая сила, физическая и душевная, нередко встречающаяся у русских старообрядцев».

Собрание Солдатёнкова считалось одной из художественных достопримечательностей города. По своему значению оно приближалось к лучшим музеям своего времени. Знаменитый собиратель Алексей Бахрушин писал: «Дом его – музей, в котором я был один раз, что считаю за честь и удовольствие, как и посещение Третьяковской галереи».

Коллекция Козьмы Терентьевича с середины 1850-х годов размещалась в его доме на Мясницкой улице, купленном на полученное наследство. Домашнее собрание насчитывало не многим менее 300 картин и 17 скульптур – тут были работы Ивана Айвазовского и Василия Тропинина, Александра Иванова и Николая Ге, Сильвестра Щедрина и Павла Федотова. Особняк всегда был полон гостей: здесь бывали Антон Чехов и Лев Толстой, историки Иван Забелин, Василий Ключевский и Сергей Соловьёв.

В 1860-х годах коллекция получила новые помещения, а его многочисленные знакомые – еще один гостеприимный дом: купец приобрел у князей Нарышкиных усадьбу в подмосковном Кунцеве. Богемная и творческая жизнь здесь были ключом. Картины известнейших в то время художников украшали залы загородного дома. В столовой располагался «Завтрак аристократа» Федотова и «Чаепитие в Мытищах» Перова, в гостиной висел самый большой эскиз к «Явлению Христа народу». Сюда же, на русский пленэр, Солдатёнков приглашал знакомого художника Александра Риццони, прожившего большую часть жизни в Италии. Часто в гостях загородной усадьбы Козьмы Терентьевича бывали Илья Репин, Василий Поленов, Иван Крамской, актёры Малого театра.

Всю жизнь стремившийся к знаниям, которые в его представлении были неотделимы от книг, Козьма Терентьевич много сил и средств отдавал также издательской деятельности. Он выпускал как популярную, так и специальную научную литературу; сочинения крупнейших писателей, поэтов и ученых того времени.

Умер К.Т. Солдатёнков 19 мая (1 июня) 1901 года, на 83-м году жизни, «в своем любимом Кунцеве». Он ушел из жизни купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином, академиком петербургской Академии художеств, коммерции советником.

После смерти Козьмы Терентьевича, согласно его завещанию, большая часть капитала пошла на строительство одной из крупнейших московских больниц – Бесплатной больницы для бедных независимо от сословий и религий, известной как Боткинская. В 1990 году здесь, на территории больницы, открыли памятник меценату.

Единственным наследником своего состояния Козьма Терентьевич назначил племянника – Василия Ивановича Солдатёнкова, которому передавалась вся недвижимость в Москве и Подмосковье. У него же осталась часть художественного собрания коллекционера. Василий продолжил дело своего дяди. Но в отличие от Козьмы Терентьевича, Солдатёнков-младший не составил и не издал каталога, не участвовал в выставках, не заботился о публикациях, хотя ценность его собрания живописи, включавшего полотна западноевропейских и русских художников, бесспорна.

Коллекцию русской живописи и скульптур и богатейшую библиотеку купец завещал Румянцевскому музею. В 1925 году, после ликвидации музея, наиболее ценные в художественном отношении произведения поступили в Третьяковскую галерею, остальные – в Государственный музейный фонд, откуда их разослали по музеям страны.

 

В собрании Томского областного художественного музея хранятся работы из собрания К. Т. Солдатёнкова:
МАТЕЙСЕН И. М. ШКОЛА ВОРОВ. 1852. Дерево, масло. 66х87. Ж-66.
Она поступила в 1982 году из Томского областного краеведческого музея, куда в 1932 году из Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

КЛОДТ МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ. ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ. 1857. Холст, масло. 110х154. Ж-297.
Данная работа поступила в 1982 году из Томского областного краеведческого музея.

В музейных фондах имеются также работы из собрания В. И. Солдатёнкова:
ГАЛОФРЕ И ХИМЕНИС БАЛДОМЕР. МЕТАНИЕ КОПЬЯ (МЕТАНИЕ МЕЧЕЙ). Холст, масло. 62х105,5. Ж-54.
ГЕЙССЕР МАКС. СПОР УЧЁНЫХ. Дерево, масло. 49х59,5. Ж-61.
Они поступили в 1982 году из Томского областного краеведческого музея, куда в 1928 году из Государственного музейного фонда.

 

Источники и литература:

Абрамова М. Бескорыстный меценат Козьма Солдатёнков. https://www.rewizor.ru/museums-exhibitions/reviews/beskorystnyy-metsenat-kozma-soldatenkov/ (дата обращения 15.10.2023).
Бурышкин П. А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991. С. 155 – 157.
Гавлин М. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. М.: ТЕРРА, Издательский дом «Экономическая газета», 1996. С. 67 – 83.
Митрофанов А. Великий Солдатёнков, над которым все смеялись. https://www.miloserdie.ru/article/velikij-soldatenkov-nad-kotorym-vse-smeyalis/ (дата обращения 15.10.2023).
Ненарокомова И. Художественная коллекция Козьмы Солдатёнкова // Наше наследие. 1997. № 39 – 40. С. 29 – 36.
Николаев М. Г. Козьма Терентьевич Солдатёнков: русский Козьма Медичи
http://msdu.ru/2018/01/26/%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81/ (дата обращения 16.10.2023).
Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. М.: Независимая газета, 1997. С. 305 – 309.
Семёнова Н. Медичи с Рогожской заставы //Артхроника. 2010. № 1. С. 99 – 105.

 

Материал подготовила
Н. ЗОЛОТАРЕВА,
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела.

2023 г.


А. Горавский. Портрет Козьмы Терентьевича Солдатёнкова

И.М. Матейсен. Школа воров. 1852. Дерево, масло

М. Гейссер. Спор ученых. Дерево, масло

М. К. Клодт. Вид на острове Валааме. Холст, масло
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.