Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Старооскольская игрушка сестёр Гончаровых из собрания нашего музея

Старооскольская глиняная игрушка – один из древнейших народных промыслов Белгородской области. Как и многие другие глиняные игрушки, старооскольская появилась на основе гончарного промысла. Долгое время считалось, что этот промысел начал существовать с конца XVII – начала XVIII вв., однако есть исследования доказывающие, что глиняные игрушки на данной территории существовали значительно раньше.

Местная беложгущаяся глина с давних времён привлекала гончаров. Число гончаров и игрушечников (в это время их называли «свистюлишники») значительно увеличилось к концу XIX – началу XX вв. Постепенно некоторые из мастеров стали заниматься только изготовлением игрушек, отказавшись от производства гончарной продукции.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. гончарное ремесло в городе было уничтожено властями, так как никто из гончаров не захотел объединяться в артели. Из-за жестких налогов и не менее жестокого голода 1930-х гончарный и игрушечный промыслы практически пропали. В живых осталось мало мастеров, да и они лепили игрушки только по крайней нужде.

С начала войны и до конца 1940-х создавали и продавали игрушки лишь некоторые женщины из гончарных семей, чтобы прокормить детей. Лепили после работы, за неделю удавалось слепить и обжечь 150–200 игрушек. Раскрашивали одной-двумя красками. С начала 1950-х и до 1985 г. о старооскольской глиняной игрушке практически забыли, оставшиеся в живых мастера долгие годы не брали в руки глину.

В возрождении старооскольской глиняной игрушки большую роль сыграл московский коллекционер, большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин, который приехал в 1985 г. в Старый Оскол, разыскал тех, кто еще помнил, как делать игрушку. Ими оказались сестры Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы. Коллекционер подробно расспросил их о том, где добывали глину, кто лепил, как обжигали. М.А. Никитин нашёл беложгущуюся глину, подготовил её к работе, принёс сёстрам Гончаровым и с большим трудом упросил их слепить по памяти несколько игрушек. Работа шла несколько дней. Сёстры лепили игрушки, вспоминая, как они это делали в детстве, как их учила мать и как лепила старшая сестра.

История их семьи была тесно связана с промыслом. Дед Кузьма был гончаром и передал свое дело сыну Михаилу примерно в 1895 г. Со временем Михаил Кузьмич стал известным гончаром Старого Оскола. Был женат на Анастасии Павловне (1876–1933). В семье родилось четверо детей: сын Георгий и три сестры Евдокия (1908–1992), Ольга (1913–1997) и Наталья (1918–2010). Девочки вместе с мамой лепили игрушку сначала себе для развлечения, а потом и на продажу. Свистульки выносили на базар в Старом Осколе, большие партии готовили к ярмарке.

После смерти отца и матери от голода в 1930-х гг. некоторое время сестры спасались только лепкой и продажей глиняных игрушек. Если летом еще можно было наняться на полевые работы, то зимой выживали только благодаря продаже игрушек. Дальнейшая судьба девочек была слабо связана с игрушечным промыслом.

В возрасте 16 лет Наталья Михайловна пошла работать грузчиком на кондитерскую фабрику, одновременно училась в вечерней школе. Закончила 8 классов. Вышла замуж, муж Иван работал на железной дороге. 21 июня 1941 у них родился сын Павлик. В 1941 г. железнодорожный вокзал сильно бомбили, и Иван вскоре после рождения сына погиб под бомбежкой. Наталья Михайловна осталась одна с маленьким Павликом в холодном доме, с выбитыми от взрывов стеклами, без средств к существованию. После освобождения Старого Оскола, в 1943 г., устроилась работать в детский сад. За работу не платили, только кормили, да и сын был при ней. Проработала в саду до 1954 г., позднее и до самой пенсии Наталья Михайловна была проводником на железной дороге.

Сестра Ольга Михайловна в 1934 г. уехала работать на Донбасс. Работала в Перевальске в библиотеке школы, директором которой работал брат Юрий. В 1941 г. в связи с эвакуацией Ольга вернулась в Старый Оскол. Во время оккупации, Ольга работала в плену у немцев. В 1943 г. трудилась на силикатном заводе, затем на военном заводе в г. Иваново. В 1949 г. вернулась в старый Оскол и устроилась мастером в пищепромкомбинат. С этого времени решили с сестрой жить вместе. О изготовлении игрушек не вспоминали, не до того было. Так, наверное, и забыли бы про этот промысел, если бы не появление М.А. Никитина искусствоведа из Москвы.

В 1986 г. Старооскольский городской краеведческий музей приобрёл первые десять глиняных игрушек сестёр Гончаровых. В 1987 г. их игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России». В 1988 г. старооскольские свистульки появились на нескольких выставках в столице, в частности – на большой выставке в Манеже, и вызвали живой интерес. После отъезда М.А. Никитина сестры Гончаровы продолжили лепить игрушки для различных музеев и по заказам коллекционеров, к ним стали приезжать искусствоведы из Москвы, Воронежа, Тулы и других городов.

Традиционно, старооскольская игрушка формовалась из одного куска глины. Поверхность игрушки тщательно выглаживалась. Как правило, для лепки сестры Гончаровы использовали глину серого цвета, которая при обжиге становилась белой. Глаза и рот дамам и казакам накалывали тонкой палочкой-«спичкой», или рисовали две черные точки глаза и красную точку-рот. Затем игрушки высушивали и обжигали в печах при высокой температуре. Чтобы игрушка стала прочной и звонкой, она должна была раскалиться в печи до красна.

Основными персонажами старооскольской игрушки являются: баба, барыня, коник на воле, конь с седоком, птица, медведь. Лепка лаконична, форма предельно обобщена, обозначают только главные детали натуры, опуская все второстепенное, пластически малозначительное. Женский образ представлен двумя типами: баба и барыня. Баба – женщина, держащая в руках свисток. Барыня – женщина в шляпе и платье, украшенном многочисленными фестончиками – налепами, руки упирает в бока. Особенность местных игрушек- медведей заключается в том, что они стоят на задних лапах, в передних держат бочонок с медом, гармошку или медвежонка, барашка, петушка. Все образы одновременно реальны и сказочны, всегда добры и праздничны.

При росписи игрушек в последние годы сестры использовали акварельные краски разведенные обычным или топленым молоком, а вместо кисточки брали куриное перо. Излюбленные цвета росписи – малиновый, красный, зеленый, синий, желтый. Орнамент предельно прост – полоски, многолучевые звездочки, розетки. Роспись яркая, веселая.

В настоящее время старооскольскую игрушку лепят более десятка мастеров, большинство из которых, ученики Ольги Михайловны и Натальи Михайловны.

В собрании Томского областного художественного музея представлено 27 игрушек Ольги Михайловны, 19 игрушек Натальи Михайловны и 14 – Евдокии Михайловны. Все игрушки поступили в коллекцию музея в 2002 г. от члена Союза художников России, заслуженного работника культуры, лауреата Государственной премии Республики Мордовия Владимира Ивановича Колмыкова.

Литература

  1. Никишина Н.Н. Старооскольская глиняная игрушка – живое наследство. Памяти Н. М. Гончаровой. – Текст: электронный //— URL: http://stoskol-domremesel.ru/index.php/legendarnye-imena/goncharova-n-m (дата обращения: 14.11.2023).
  2. Шаповалова И.А. Творенья рук сестер Гончаровых. – Текст: электронный // URL: http://www.sto-museum.ru/vystavki/55-virtualnye-vystavki/522-tvorenya-ruk-sester-goncharovykh-2.html (дата обращения: 15.11.2023).
  3. Шевченко Б.А. Старооскольская глиняная игрушка. – Текст: электронный // – URL: https://russianarts.online/110857-starooskolskaya-glinyanaya-igrushka (дата обращения: 14.11.2023).

А.А. Репина.
2023


Гончарова Е.М. Баба. 1980-е. ДПИ-2342

Гончарова Е.М. Баран. 1980-е. ДПИ-2338

Гончарова Е.М. Всадник. 1980-е. ДПИ-2343

Гончарова Е.М. Конь. 1980-е. ДПИ-2346

Гончарова Н.М. Баба. Конец 1980-х. ДПИ-2365

Гончарова Н.М. Барыня. Конец 1980-х. ДПИ-2364

Гончарова Н.М. Всадник. Середина 1980-х. ДПИ-2328

Гончарова Н.М. Конь. Середина 1980-х. ДПИ-2326

Гончарова О.М. Баба . Середина 1980-х. ДПИ-2318

Гончарова О.М. Корова. Середина 1980-х. ДПИ-2324

Гончарова О.М. Барыня. Середина 1980-х. ДПИ-2317

Гончарова О.М. Медведь. Середина 1980-х. ДПИ-2321
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.