Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 140 лет со дня рождения Вениамина Павловича Белкина

В 2024 году исполняется 140 лет со дня рождения Вениамина Павловича Белкина – представителя самого младшего поколения мирискуссников, участника бурной артистической жизни столицы второго десятилетия двадцатого века.

Родом Вениамин Павлович из Верхотурья – духовной столицы Урала, в 1902–1903 годах учился в Томском технологическом институте. В 1903 он переехал в Москву, где занимался в художественной школе А.П. Большакова у В.Э. Борисова-Мусатова, одновременно посещал мастерскую художника А. (М.И.) Шестеркина. В 1907–1909 годах продолжил образование в Академии Ла Палетт в Париже у Ш. Герена и Ш. Коттэ, также посещал ателье Е.С. Крутиковой – один из центров русского искусства в Париже, что сформировало его мировосприятие и определило его жизнь в мире искусства.

Белкин был близким другом Алексея Толстого и иллюстрировал многие из его книг. А.Н. Толстой возвратился в 1923 году из-за границы в Петербург и жил на Ждановке по соседству с Белкиными пять лет. Художник исполнил большое количество иллюстраций к рассказам для детей Корнея Чуковского, с которым у него были добрые отношения. Долгие годы дружбы связывали семью Белкиных с А.А. Ахматовой, портреты которой он много раз писал. В. П. Белкин был одним из авторов, к которому обращены слова Анны Андреевны: «Ты выдумал меня».

Коллекция Вениамина Павловича Белкина в собрании Томского художественного музея составляет более 400 работ и ранее была подробно описана

В настоящее время известны его живописные произведения, установлено его авторство росписи на фарфоре, но славу ему составила книжная графика. В 1910-е годы художник под влиянием А.Н. Бенуа начал активно работать в графике, оформлять и иллюстрировать книги, овладев различными техниками гравюры. Иллюстрации В.П. Белкина органично вписывались в содержание издания. Только на примере коллекции Томского областного художественного музея можно утверждать о широте тематического охвата и графического диапазона Белкина. Он иллюстрировал произведения классиков мировой литературы: Боккаччо, Свифта, Гюго, Дюма, воспоминания А.Я. Панаевой, Е.А. Сушковой, переписку Ф.М. Достоевского с И.С. Тургеневым, переписку Блока, искусствоведческий труд Г. Вельфлина, монографию французской террористки Марии Мишель «Комунна». В подарок друзьям по своим рисункам 1920-х годов он создавал книжные знаки.

Белкин много работал над крупноформатными станковыми рисунками в технике темперы, акварели, гуаши на различные темы. Некоторые из них могут рассматриваться как самостоятельные произведения, как например, эскизы из нашего собрания, свидетельствующие о виртуозном владении различными техниками и материалами. В своей работе над книгой художник гармонично претворял традиции объединения «Мир искусства». Не случайно художественный критик А.А. Федоров-Давыдов отмечал: «А. Бенуа в графике имеет, пожалуй, только одного действительно стилистического последователя в лице В.П. Белкина».

Т.А. Бычкова.
2024.


В.П. Белкин. Автопортрет в берете.1940-е

В.П. Белкин. Двойной портрет

В.П. Белкин. Животные

В.П. Белкин. Корова с теленком

В.П. Белкин. Крестьянка

В.П. Белкин. Собака

В.П. Белкин. Старушка

В.П. Белкин. Эскиз
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.