Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / «Самое большое потрясение…». О войне в жизни и творчестве скульптора, участника Великой Отечественной войны Григория Даниловича Ястребенецкого

В коллекции Томского областного художественного музея находится более 150 произведений, посвященных военным событиям, изображающих выдающихся полководцев и рядовых солдат. Мы представляем скульптуру «ОФИЦЕРЫ СОРОК ПЕРВОГО» из цикла «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО», с которой наш музей принимает участие в конкурсе видеороликов «Шедевры территории Победы», организованном Музеем Победы.

Автором скульптурного цикла является Григорий Данилович Ястребенецкий, участник Великой Отечественной войны, народный художник РСФСР. В название серии художник взял строки знаменитого ленинградского поэта Ольги Берггольц. Г.Д. Ястребенецким создавались произведения в том числе для памятника на Ивановских порогах и мемориала в крепости «Орешек», которые входят в «Зеленый пояс Славы», сооруженный по всей линии обороны Ленинграда. Скульптуры художника, в память о войне, установлены в Пензе, Мурманске, Караганде, Вятских Полянах и Таре.

Родился Георгий Данилович в 1923 году, в Баку, куда семья уехала из голодного революционного города. Ястребенецкие вернулись в Ленинград, и Гриша поступил в среднюю художественную школу при Академии наук. В мае 1941 года он закончил 9 класс и 2 июля был призван Куйбышевским райвоенкоматом города. Он вспоминал: «В тот день призыва формировали отряд для школы политсостава в Ельню: должны были взять сто человек, а пришло сто двадцать парней. Поскольку моя фамилия в конце алфавитного списка, я в ту сотню не попал, в Смоленскую область меня не послали, и я остался на Ленинградском фронте на время всей блокады. А два моих товарища через две недели погибли в бою под Ельней. Меня отправили на артиллерийскую базу, выдали шерстяную буденовку с большой звездой времен Гражданской войны». Голодный и холодный 1941 год подорвал здоровье, со второй степенью дистрофии Григория поместили в госпиталь. Художник вспоминает: «После госпиталя меня отправили в воздухоплавательный дивизион аэростатно-артиллерийского наблюдения - мы с высоты 800–1000 метров корректировали огонь советских батарей по немецким точкам». Григорий Ястребенецкий воевал рядовым в 78 зенитном стрелковом полку, в 36 отдельном разведывательном батальоне под Ленинградом. В 1943 году старшина Ястребенецкий, как записано в подлинных документах, предоставленных на сайте Центрального архива Министерства обороны, «работал воздухоплавателем, был дважды ранен при корректировке огня по противнику на Нарвском направлении». В 1944 году служил чертежником в отделе связи артиллерийских войск Ленинградского фронта.

Награжден медалью «За боевые заслуги» (1942), медалью «За оборону Ленинграда» (1944), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и орденом «Красной Звезды» (1945), орденом «Отечественной войны I степени» (1985).

После демобилизации Георгий Данилович окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина. Он участник 150 российских и международных выставок. Его произведения хранятся в 38 российских музеях, в музеях Бонна, Берлина, Дюссельдорфа, Дрездена, частных собраниях России, Германии, Великобритании, Финляндии, Швеции, США.

Григорий Данилович автор книг «Такая долгая жизнь. Записки скульптора», «Нас осталось мало», «Не только о скульптуре», «Кое-что из опыта», «Интервью автора с самим собой».

Многофигурная композиция «Офицеры сорок первого» высотой один метр выполнена из известняка в 1980 году. Скульптура из известняка песочного цвета, тщательно обработана, в углублениях просвечивает белый фон, сформированный рукой скульптора. Текстура получается изысканная, даже напряженная, в ней играют прожилки, выветренности, сколы.

Перед нами три офицера разного возраста. Справа, молодой, вероятно, лейтенант, в кроткой плащ-палатке, сапер или разведчик. Его образ наиболее проработан. Показаны черты лица, правая рука и виден даже большой палец, заложенный за ремень, обрисованы сапоги. Рядом с ним плотный, пожилой мужчина, с усами, в пилотке на голове, в застегнутой «на глухо» шинели с петлицами. Его лицо показано более обобщенно, а фигура, решенная в центральной части скульптуры более подробно, завершается левым сапогом и сходя «на нет» к краю композиции. За их спинами виден третий персонаж - офицер среднего возраста, у которого скульптор обозначает лицо, волосы, петлицы шинели и фуражку, фигура дана обще, она просто сходит в массу камня. Скульптор ценит экспрессию монолита, сохраняя большие пространства материала. Произведение очень пластично и лаконично, но при этом монументально и сильно. Скульптор-фронтовик ваял не конкретных людей, а обобщая, дал образы, наиболее точно передающие дух времени, судьбы поколений. Офицеры стоят тесно, плечом к плечу, стеной, мимо них, как писала, «блокадная муза» Берггольц, врагу «в броню и железо одетому», не пройти. Это три русских богатыря, которые с былинных времен защищали Родину, которые в 1941 году стояли насмерть под Москвой, которые не пустили немцев в Ленинград. Они могли сказать: «Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти».

 Скульптура небольшая по объёму, но ее пластическая и архитектоническая организация продумана и точна, в экспозиции она способна визуально «держать» большое пространство и быть ее эмоциональным центром.

Скульптор, которому скоро исполнится 100 лет, рассказывает:

«…мои работы были посвящены войне, –– Создавая композиции на военную тему, старался всегда в них изобразить себя. Это типично для художников, которые прошли войну, потому что война – самое большое потрясение в жизни».

Л.Ю. Исаева.


Г.Д. Ястребенецкий. Офицеры сорок первого. 1980. ТОХМ. Фрагмент.

Г.Д. Ястребенецкий. ОФИЦЕРЫ СОРОК ПЕРВОГО. ИЗ СЕРИИ НИКТО НЕ ЗАБЫТ,НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. Томский областной художественный музей

Г.Л. Ястребенецкий. ОФИЦЕРЫ СОРОК ПЕРВОГО. Из серии НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. Москва. Парк музеон

Григорий Данилович Ястеребенецкий
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.