|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / «Самое большое потрясение…». О войне в жизни и творчестве скульптора, участника Великой Отечественной войны Григория Даниловича Ястребенецкого
В коллекции Томского областного художественного музея находится более 150 произведений, посвященных военным событиям, изображающих выдающихся полководцев и рядовых солдат. Мы представляем скульптуру «ОФИЦЕРЫ СОРОК ПЕРВОГО» из цикла «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО», с которой наш музей принимает участие в конкурсе видеороликов «Шедевры территории Победы», организованном Музеем Победы. Автором скульптурного цикла является Григорий Данилович Ястребенецкий, участник Великой Отечественной войны, народный художник РСФСР. В название серии художник взял строки знаменитого ленинградского поэта Ольги Берггольц. Г.Д. Ястребенецким создавались произведения в том числе для памятника на Ивановских порогах и мемориала в крепости «Орешек», которые входят в «Зеленый пояс Славы», сооруженный по всей линии обороны Ленинграда. Скульптуры художника, в память о войне, установлены в Пензе, Мурманске, Караганде, Вятских Полянах и Таре. Родился Георгий Данилович в 1923 году, в Баку, куда семья уехала из голодного революционного города. Ястребенецкие вернулись в Ленинград, и Гриша поступил в среднюю художественную школу при Академии наук. В мае 1941 года он закончил 9 класс и 2 июля был призван Куйбышевским райвоенкоматом города. Он вспоминал: «В тот день призыва формировали отряд для школы политсостава в Ельню: должны были взять сто человек, а пришло сто двадцать парней. Поскольку моя фамилия в конце алфавитного списка, я в ту сотню не попал, в Смоленскую область меня не послали, и я остался на Ленинградском фронте на время всей блокады. А два моих товарища через две недели погибли в бою под Ельней. Меня отправили на артиллерийскую базу, выдали шерстяную буденовку с большой звездой времен Гражданской войны». Голодный и холодный 1941 год подорвал здоровье, со второй степенью дистрофии Григория поместили в госпиталь. Художник вспоминает: «После госпиталя меня отправили в воздухоплавательный дивизион аэростатно-артиллерийского наблюдения - мы с высоты 800–1000 метров корректировали огонь советских батарей по немецким точкам». Григорий Ястребенецкий воевал рядовым в 78 зенитном стрелковом полку, в 36 отдельном разведывательном батальоне под Ленинградом. В 1943 году старшина Ястребенецкий, как записано в подлинных документах, предоставленных на сайте Центрального архива Министерства обороны, «работал воздухоплавателем, был дважды ранен при корректировке огня по противнику на Нарвском направлении». В 1944 году служил чертежником в отделе связи артиллерийских войск Ленинградского фронта.
После демобилизации Георгий Данилович окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина. Он участник 150 российских и международных выставок. Его произведения хранятся в 38 российских музеях, в музеях Бонна, Берлина, Дюссельдорфа, Дрездена, частных собраниях России, Германии, Великобритании, Финляндии, Швеции, США. Григорий Данилович автор книг «Такая долгая жизнь. Записки скульптора», «Нас осталось мало», «Не только о скульптуре», «Кое-что из опыта», «Интервью автора с самим собой». Многофигурная композиция «Офицеры сорок первого» высотой один метр выполнена из известняка в 1980 году. Скульптура из известняка песочного цвета, тщательно обработана, в углублениях просвечивает белый фон, сформированный рукой скульптора. Текстура получается изысканная, даже напряженная, в ней играют прожилки, выветренности, сколы. Перед нами три офицера разного возраста. Справа, молодой, вероятно, лейтенант, в кроткой плащ-палатке, сапер или разведчик. Его образ наиболее проработан. Показаны черты лица, правая рука и виден даже большой палец, заложенный за ремень, обрисованы сапоги. Рядом с ним плотный, пожилой мужчина, с усами, в пилотке на голове, в застегнутой «на глухо» шинели с петлицами. Его лицо показано более обобщенно, а фигура, решенная в центральной части скульптуры более подробно, завершается левым сапогом и сходя «на нет» к краю композиции. За их спинами виден третий персонаж - офицер среднего возраста, у которого скульптор обозначает лицо, волосы, петлицы шинели и фуражку, фигура дана обще, она просто сходит в массу камня. Скульптор ценит экспрессию монолита, сохраняя большие пространства материала. Произведение очень пластично и лаконично, но при этом монументально и сильно. Скульптор-фронтовик ваял не конкретных людей, а обобщая, дал образы, наиболее точно передающие дух времени, судьбы поколений. Офицеры стоят тесно, плечом к плечу, стеной, мимо них, как писала, «блокадная муза» Берггольц, врагу «в броню и железо одетому», не пройти. Это три русских богатыря, которые с былинных времен защищали Родину, которые в 1941 году стояли насмерть под Москвой, которые не пустили немцев в Ленинград. Они могли сказать: «Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти». Скульптура небольшая по объёму, но ее пластическая и архитектоническая организация продумана и точна, в экспозиции она способна визуально «держать» большое пространство и быть ее эмоциональным центром. Скульптор, которому скоро исполнится 100 лет, рассказывает:
Л.Ю. Исаева.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|