Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки / Несостоявшийся студент Сибирской народной художественной академии. К 125-летию со времени рождения Г.Д. Лаврова

Фамилия Лаврова впервые  мне встретилась в архивных документах в списке студентов  Сибирской народной художественной академии и  в силу ее горделивой простоты осталась в памяти.  Открытие Академии в Томске «первыми большевиками» в Томске в мае 1918 стало яркой страницей в истории культуры , но после временного падения советской власти она была  она была ликвидирована, разделив  судьбу других созданных большевиками учреждений. Через несколько лет в случайно попавшем в руки каталоге выставки скульптора Георгия Дмитриевича Лаврова несколько строк было посвящено его учебе в Томске, в справочнике Союза художников был его  московский адрес и телефон, а рядом  сведения о жене, тоже художника. Валентина Пименовна сразу взяла трубку, и на мой вопрос о Георгии Дмитриевиче обыденно сказала, что сейчас позовет его к телефону. Из биографических данных каталога я знала дату рождения художника

– 1895 год – и  услышав его  голос сначала не могла говорить. Трудно было себе представить, что об Академии, историей которой я только начинала  заниматься, может рассказать ее студент, староста скульптурного отделения.

Во время памятной встречи в московской мастерской Георгий Дмитриевич охотно и в деталях вспоминал события давних лет. Первые навыки будущий художник получил у отца, который занимался иконописью, в числе первых выпускников окончил красноярскую городскую студию по рисованию, руководимую Д.И. Каратановым, талантливым художником и педагогом. В 1915 году Лавров поступил на медицинский факультет Томского университета, чтобы изучать анатомию,  целенаправленно продвигаясь к своей цели - стать скульптором. Одновременно он посещал классы рисования и живописи Общества  любителей художеств, а после открытия Академии стал ее студентом.

 Архивные папки художественного музея пополнились воспоминаниями Георгия Дмитриевича, где он лаконично и последовательно описал дальнейшие повороты судьбы. После переворота юноша был арестован, как и многие сторонники советской власти, освободился благодаря охраннику – бывшему товарищу по семинарии,  затем с  В.Е. Зыряновым, тоже студентом Академии,  уехал в деревню к его родителям.  Там друзья в 1919 году провели первую персональную выставку, а Георгий вырезал из дерева  первое скульптурное произведение  «Апостол Павел» (ныне в Бийском музее), которое не осталось без внимания. Как  боец партизанской красной армии  под руководством  Е.М. Мамонтова он без труда получил направлением  от Бийского революционного комитета для дальнейшей учебы в Москве.  Впереди была наполненная творчеством вопреки  казалось бы непреодолимым обстоятельствам.

В коллекции Томского художественного музея хранится скульптура художника «Даша Семенова", одна из этапных в его наследии. Она покинула мастерскую автора в 1991 году и экспонируется в одном из музейных залов постоянной экспозиции с открытым хранением скульптуры. Это оплечный детский портрет, исполненный из тонированного цемента почти в натуральную величину .   Моделью стала  внучка Натальи Петровны Кончаловской и дочка писателя Юлиана Семенова, которые не требуют представления. С семьей Кончаловских Георгий Дмитриевич был знаком благодаря отцу, который был другом юношества В.И. Сурикова (кстати, он автор памятника великому земляку во дворе его музея-квартиры в Красноярске).  Героиня портрета по детски привлекательна и естественна, на лице – лукавая полуулыбка. По воспоминаниям В.П. Лавровой-Солдатовой она была очень живым ребенком и не хотела позировать, «убегая и прячась от художника или совсем по взрослому ссылаясь на головную боль».   Модели  в год создания портрета было всего четыре года, но скульптору удалось угадать  неординарность формирующейся личности.

В дальнейшем судьбы Даши Семеновой складывалась нелегко, но в творчестве, как и отцу, сопутствовал успех. Дарья получила хорошее образование в столичных художественных вузах, стала востребованным художником, в том числе за пределами России, часто проводит выставки. В 2018 году на площадках Центра современного искусства «Винзавод»   состоялась ее персональная экспозиция «Грани».  Очередным этапом ее  многогранной деятельности стало обращение к дизайну.

 Портрет  Даши Семеновой был создан  Георгием Лавровым в 1962 году, через восемь лет года после реабилитации и возвращения в Москву. Он провел пять лет на Колыме в Магадане в исправительно-трудовых лагерях, а после освобождения в конце октября 1943 года получил ограничениями по месту жительства.  Скульптор   был арестован в сентябре 1938 года и  осуждён  за «участие в антисоветской террористической организации и покушении на Иосифа Виссарионовича Сталина». после возвращения из Франции. 

Учится в Париж начинающий скульптор отправился в 1927 году по рекомендации А. Луначарского, обратившего на него внимание после успехов в конкурсах. Георгий занимался в известной академии Жюльена, набирался мастерства работая в ателье таких признанных скульпторов как А. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспио, Ф. Помпон, выставлял свои работы на выставках Салона независимых и Салона Тюильри, самых известных в столице. Став мастером и получив огромный запас творческой энергии в 1935 он вернулся в Москву со своими лучшими произведениями, которые ныне хранятся в Третьяковской галерее , в Центральном театральном музее им А.А.Бахрушина, Художественном музее Алтайского края. Другие работы этих лет вошли в состав собрания французского музея  Сен-Дени, Британского музея, многочисленных частных собраний.

Георгия Дмитриевича не стало 30 августа 1991.  Его долгая творческая жизнь  сопровождалась участием в  десятках российских выставок:  в 1940-е – сибирских ,   с 1957 - преимущественно московских, включая республиканские и всесоюзные.  В 1982 открылась персональная  ретроспективная экспозиция в столичном выставочном зале, в каталоге которой воспроизведена скульптура, вошедшая позднее в коллекцию Томского художественного музея. Целый ряд работ скульптора находится в собраниях других отечественных музеев. В 1984  Г.Д. Лавров получил звание Заслуженного художника РСФСР.  

Л.  И. Овчинникова

 Юбилею художника посвящена виртуальная выставка «Русский скульптор ар-деко Георгию Лаврову – 125 лет», подготовленная  нашей коллегой Н. С. Царевой,  исследователя творчества скульптора  и автора монографии о нем: http://ghmak.ru/expo/gallery.php?id=24. Дополнением к ней стала кураторская видео-экскурсия, опубликованная  наYouTube-канале Художественного музея Алтайского края: https://bit.ly/37KWqmf.

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.