Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / «Клеопатра». К 340-летию со времени рождения Иоганна-Якоба Фрея

Автор этой гравюра Иоганн-Якоб Фрей (1681–1772) жил с 1703 года до конца жизни главным образом в Риме. Наставником был его соотечественник Карло Маратта (Маратти) (1625-1713), ведущий итальянский живописец, рисовальщик и архитектор эпохи барокко, который носил звание придворного живописца французского короля Людовика XIV и являлся членом Римской академии Святого Луки. 

Творческое наследие И.-Я. Фрея насчитывает свыше ста произведений, в их числе гравюры с картин учителя. Лист «Клеопатра» был исполнен в 1720 году с картины, хранящейся в Палаццо в Венеции.

Образ едва ли не самой знаменитой женщины древности вдохновлял художников всех времен и народов.  Последняя царица эллинского Египта была необычайно привлекательна и прожила яркую жизнь. В отличие от других художников, изображавших обнаженную или полуобнаженную Клеопатру умирающей от укуса змеи, Маратти обратился к одной из самых красивых историй ее жизни –  истории пира Марка Антония, римского политика и военачальника, и Клеопатры. 

Египетская царица заключила пари со своим возлюбленным пари, что устроит баснословно дорогое пиршество, потратив огромную сумму – более 10 000 000 сестерциев, однако на столах изысков не оказалось. Во время подачи вторых блюд перед Клеопатрой поставили чашу с крепким уксусом (по другой версии – с вином). Клеопатра носила серьги с самыми крупными в мире жемчужинами, сняла одну из них и бросила в чашу. Жемчуг растворился, царица выпила драгоценный напиток и была признана победительницей.

Современные исследования растворения жемчуга в кислотах не подтверждают столь быстрого растворения жемчуга и безвредности напитка, но античная легенда не лишена романтики.

Гравюры И.-Я. Фрея совершенны по технике. Для достижения большей живописности он дополнял работу резцом с работой аквафортной иглой и во многих своих произведений сначала вытравлял крепкой водкой и потом оканчивал грабштихелем. Очень сильный пунктир, расположенный в виде штрихов и перекрещенный нежными чертами сухой иглы придавали большую мягкость полутонам в изображениях человеческого тела. Кроме того достоинства гравюр мастера состоят в правильности рисунка, в соблюдении гармоничности тонов краски и в верной передаче оригиналов.

 Картина К. Маратти неоднократно копировалась, а гравюры Я.-И. Фрея способствовали ее популярности. Одна из немногих сохранившихся входит в коллекцию Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Л. И. Овчинникова.

 

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.