Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 2021 – год науки и технологий. Серия Н.И. Домашенко «Старая Алтайская дорога». История и современность

 В коллекции графики Томского Областного Художественного Музея хранятся работ Николая Ивановича Домашенко из серии «Старая Алтайская дорога»: «Иван Иванович Ползунов», «Козьма Дмитриевич Фролов», «Петр Козьмич Фролов», «Строительство», «Пуск».  Выполнены работы в технике – сухая игла, датируются 1985 годом. Гравюры обращают наше внимание к истории Рудного Алтая, которая  началась с того, что в 1717 году на южной окраине Сибирской равнины, близ гор Колыванского хребта, были найдены богатейшие залежи серебряных и медных руд. Было получено высочайшее разрешение на строительство заводов  на этом месте. В 1936 году у Змеевой горы было обнаружено месторождение, и был заложен знаменитый рудник, давший в общей сложности 54 000 пудов серебра и обеспечивший славу Алтая как горнорудного края. Город Змеиногорск в XVII-XVIII веках становится центром инженерной мысли Алтая.  Именно здесь появилась первая в России чугунно-рельсовая дорога и комплексы редчайших  гидротехнических сооружений, со строительством которых нас и знакомят гравюры Н.И.Домашенко. А ещё - с тремя выдающимися изобретателями.

     Иван Иванович Ползунов (1728 — 1766) - создатель первой в России двухцилиндровой паровой машины, построил на Змеиногорском руднике «вододействующую лесопилку».

     Козьма Дмитриевич Фролов (1726 — 1800) - прошел путь от «горного ученика» до управляющего всеми Змеиногорскими рудниками. Гидротехнические сооружения Фролова не имели себе равных в России и за рубежом.  Деривационные (водоотводящие) устройства стали эталоном. Механизацию технологических операций и перемещение перерабатываемых материалов К.Д.Фролов осуществил при помощи водяного колеса, превращенного в центральный мотор. 

      Пётр Козьмич Фролов (1775 — 1839) - горный инженер, изобретатель, государственный деятель. В 1809 году Петр Кузьмич построил по собственному проекту двухкилометровую чугунно-рельсовую дорогу между Змеиногорским рудником и Змеевским сереброплавильным заводом, одну из первых в России. Она была частью разработанного Фроловым водно-рельсового пути от Змеиногорского рудника до Барнаульского завода. Этот проект не удалось осуществить целиком. В 1817 г. Фролов был назначен начальником округа Колывано-Воскресенских заводов, позже стал Томским губернатором. В 1823 году он совместно с доктором Ф. В. Геблером основал Музей истории развития горного производства. К 100-летию горного дела на Алтае для музея были специально изготовлены 43 модели машин, станков, механизмов, в том числе модель «огненной машины» Ползунова. Небольшая часть этой коллекции сохранилась до наших дней.

      С середины XIX века Змеиногорск начал приходить в упадок. В 1871 году закрылся рудник, а в 1893 - завод. Город впал в забытье, превратился в заштатный купеческий городок. От сереброплавильного завода не осталось и следа, а взамен в 1890-е годы были построены винные склады, впоследствии ставшие ликеро-водочным заводом. От уникального комплекса гидротехнических сооружений сейчас остался только пруд с плотиной на южной окраине города. О горном деле напоминают лишь уцелевшие кое-где входы в старые штольни на горе Змеиной, да немногие постройки вроде горной конторы и Дома горных офицеров. 

      Вот так неожиданно простые графические работы приоткрывают страницы истории. Художник соединяет времена.

Материал подготовлен хранителем фонда графики ТОХМ Станкеевой С.Г.

О художнике на сайте музея:

http://artmuseumtomsk.ru/page/3/0/789, http://artmuseumtomsk.ru/page/10/0/614


Иван Иванович Ползунов

Козьма Дмитриевич Фролов

Пуск

Строительство
   
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.