Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Картина «Стадо у руин». К 335-летию с даты смерти Иоганна Генриха Роса

Картина «Стадо у руин» не входит в постоянную экспозицию, площади которой ограничены, редко участвует в выставках, но заслуживает особого внимания.  Ее авторство приписывается Иоганну Генриху Росу (Роосу) (1631–1685), представителю известной династии художников. Немец по национальности, он учился в  Амстердаме у Г. Дюжардена, К. де Би, в  1650-1654 работал в Италии, в последние десятилетия в основном в Германии: во Франкфурте-на-Майне (с 1657),  при дворе курфюрста Пфальцского в Гейдельберге( с 1664), затем вместе с братом был придворным портретистом в Майнце и Касселе. Влияния разных школ органично слились в его творчестве. Он относится к живописцам, продолжавших традиции голландских мастеров итальянизирующего направления.

 В наследии художника особое признание получили композиции , в которых на фоне идеализированного итальянского вида с руинами  изображались животные. Он давал волю своему воображению, включая в пейзаж полуразрушенные античные памятники, скульптуру, части колонн, наделяя их фантазийными деталями, что создавало особую атмосферу и напоминало  о скоротечности времени. Животных художник писал правдиво, в привычной обстановке, варьируя позы и ракурсы. Отдельные мотивы переходили из картины в картину:  например, изображение замка на втором плане в томском полотне встречается  в «Итальянском пейзаже с отдыхающим скотом» из музея герцога Антона Ульриха в Брауншвейге в Германиии , во многих полотнах почти идентичны тонущие в тумане горы вдали.

В технике живописи художника существенным было влияние итальянских мастеров. Он отдавал предпочтение красному грунту, который определяет звучание тонких красочных слоев. Характерно также использование контрастов света и тени, холодного и теплого цветов. В томском полотне, погружая в тень возвращавшееся вечером стадо, живописец мягким золотистым боковым светом усиливает звучание светлых участков - отсветов на камнях, шерсти животных, деталей полуразрушенного строения с колоннами справа и прочих составляющих. В этом усматривается влияние «каравадживского света», что в большей степени сказалось на манере сына и ученика художника - Филиппа Питера Роса, вошедшего в историю искусства под именем Роза да Тиволи (1655- 1706), в ранних работах следовавшего за отцом.  

Насколько позволяют судить воспроизведения картин художника (оригиналы нам недоступны),  наша картина от эталонных картин Иоганна Генриха Роса за исключением дальнего плана отличается большей жесткостью, что, возможно, объясняется сохранностью верхнего красочного слоя. Кроме того в процессе давней реставрации в результате использования воско-смоляной мастики произошло потемнение теплых тонов, чем объясняется тяжелый коричневатый тон, в то время как участки, написанные белилами, практически не изменились. Последняя реставрация была проведена в Центральном реставрационном центре им. И.Э. Грабаря  до передачи в 1984 году в Томский художественный музей из Министерства культуры РСФСР.

Картина поступила с авторством Филиппа Питера Роса со знаком вопроса. При каталогизации коллекции ее создателем предположительно был назван старший представитель этого семейства художников - Иоганн Генрих Рос. В будущем технико-технологическое исследование картины, обращение к эталонным образцам поставят новый вопрос или снимут существующий.  В настоящее время есть основания искать автора полотна среди художников известной династии, не исключая при этом наличие последователей, в том числе сына Филиппа Питера - Якоба, писавшего в манере отца, а также наличие имитаторов в силу их популярности не только среди современников.

Л. И. Овчинникова.

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.