|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Портреты томских художников, созданные Ю.И. Прейссом. Цикл выставок «Портрет и автопортрет художника»
Среди рисунков Юргиса Ионасовича Прейсса (1904–1984), переданных в дар Томскому областному художественному музею наследницей художника Людмилой Алексеевной Бирюковой в 2019 году в дни празднования 40-летия музея, особое место занимают портреты томских художников, выполненные в конце 1940 – начале1950-х годов. О жизни Прейсса в Томске известно немного. Только в каталогах выставок тех лет опубликованы названия произведений художника, которые словно растворились во времени. Л.А. Бирюкова, передавая подборку его томских произведений в музей, открыла для нас новую страницу в его биографии. Эти карандашные рисунки на пожелтевших небольших листках передают атмосферу в мастерской Томского художественного фонда, где работал художник. Интересен автопортрет художника 1944 года. Это была середина его жизненного пути. Закончилась первая полная интриг и приключений жизнь советского разведчика, члена Коминтерна, много путешествующего по Европе. Ушла из жизни его первая жена Гертруда. В автопортрете он изобразил себя изможденным и растерянным. Наиболее законченным среди рисунков является портрет 1954 года Курта Ивановича Винтера (1906 – после 1963). Выпускник Кенигсбергской академии художеств Прейсс с большой теплотой выполнил портрет своего коллеги К.И. Винтера, закончившего Саратовское художественное училище. Прейсса и Винтера многое объединяло: они были одного возраста, оба как лица немецкой национальности в августе 1941 года были перемещены от линии фронта в Томск, и оба имели хорошее профессиональное образование. Они даже покинули Томск одновременно в 1956 году. Винтер прожил в Томске около семи лет (с 1942 по 1949 год, был мобилизован Томским райвоенкоматом в стройбатальон), работал в краеведческом музее и товариществе «Художник». Его портрет, выполненный Прейссом, обладает особой ценностью документа. Художника Бориса Леонидовича Кутукова (1894–1961) неоднократно писали и рисовали коллеги. Он был старше других, преподавал и потому имел особый авторитет среди томских художников. После демобилизации из речного флота в 1945 году он остался в Томске, где жил ранее в 1920–1921-х годах. В то время он был декоратором в Костромском театре студийных постановок, который почти год гастролировал в Томске. Прейсс изобразил его, сидящим за мольбертом, сосредоточенным на своей работе. Остальные три портрета – это изображение молодых художников, которые занимались в студии при товариществе «Художник» у В.М. Мизерова и К.Г. Чумичева и представляли свои работы на областных и краевых выставках, которые были профессиональной школой для начинающих художников. Лев Николаевич Губиев (1920–1992) – художник, поэт, музыкант учился у В.М. Мизерова в Томском технологическом институте. Евгения Гуляева была художником-оформителем, участником областных выставок. Т.А. Бычкова
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|