|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Из плеяды великих голландцев
К 425 -летию Яна ван Гойена. Художник творил в первой половине XVII века, в золотой период голландского искусства. Небольшая страна, получив новое название по самой крупной из северных провинций, победила в Нидерландской буржуазной революции (1566- 1609) первой в Европе, обрела самостоятельность в отличии от южных провинций, оставшихся под властью Габсбургов, и стремительно укрепляла свои позиции по всем направлениям включая культуру. Ее демократический характер отразился и на жанре пейзажа, у истоков которого стоял Ян ван Гойен. Неброская родная природа заняла прочное место в его картинах, во многом предопределив реалистический характер произведений его современников. Будущий художник появился на свет в семье сапожника в городе Лейдене. Одаренный природой, он взял в руки карандаш в десять лет, а затем кисть, посещал занятия местных живописцев, знакомство в 1618 году с Яном Порселиссом, одним из знаменитых маринистов, оказало влияние на формирование молодого художника. С 1632 года и до конца жизни он работал в Гааге, где пришло широкое признание. Ян ван Гойен был непревзойденным мастером тонального пейзажа. В некоторой степени представление о его живописи можно составить, остановившись у картины с его именем на этикетке в постоянной экспозиции художественного музея. Это характерный для раннего этапа творчества живописца пейзаж, выдержанный в серовато-голубой гамме. Уверенные диагонали, передача воздушной перспективы, практически монохромная палитра делают его картины узнаваемыми. Впоследствии в его произведениях под влиянием итальянизирующих тенденций, получивших популярность в национальной живописи, преобладает теплая гамма. Картина хранится в томских музейных коллекциях с 1932 года. Ее долгое "путешествие" по коллекциям, восстановленное после открытия художественного музея в 1982 году, характерно для отечественного коллекционирования. Впервые она упоминается в аукционном каталоге в 1830 году при распродаже коллекции покойного графа Г.В. Орлова (1777-1826). В числе других она была приобретена Императорской Академией художеств и вошла в каталог произведений иностранной живописи, составленный в 1874 году А. Сомовым, как оригинальная картина Гойена. В 1924 году в результате обмена она оказалась в музее Изящных искусств и была внесена в инвентарные книги как работа неизвестного художника школы Гойена. С этой атрибуцией она выставлялась в экспозициях томских музеях, сначала краеведческого, затем художественного. В историю искусства картина вошла под названием "Приморский вид". В 1990-е годы была определена местность, изображенная на картине. Вид берега в Эгмонд-оп-Зее, в прошлом небольшой рыбацкой деревни на берегу Северного моря, встречается в нескольких работах художника. Церковь, которая изображена на дальнем плане, ныне не существует. Море постепенно наступало на селение, и она исчезла в 1741 году вместе с 36 домами, но дюны и люди на берегу, просто гуляющие, а не рыбаки, по-прежнему заполняют пространство. Картина из томской коллекции тесно связана с творениями Гойена (аналоги в собраниях Эрмитажа и Лувра). Между тем, вольная копия его подражателя, которых было множество, оставляет много вопросов в связи с поверхностным загрязнением и записями. После реставрации, которая запланирована в этом году, скорее всего некоторые из них будут сняты. Л.И. Овчинникова
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|