|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 135-летию художника Надежды Андреевны Удальцовой
В 2021 году исполнилось 135 лет со дня рождения талантливого художника, соединившего в своем творчестве традиции русской реалистической школы живописи и черты новых направлений начала XX века: кубизма, футуризма и супрематизма, Надежды Андреевны Удальцовой. Надежда Удальцова родилась в 1886 году в Орле в семье военного, в 1892 году семья переехала в Москву. Девочка росла в творческой атмосфере, занималась музыкой, рисованием, участвовала в домашних спектаклях. Вместе со своей младшей сестрой посещала занятия в художественной школе К.Ф. Юона, где преподавали И.О. Дудин и Н.П. Ульянов, затем поступила в студию К. Киша, ученика известного венгерского художника педагога, Ш. Холлоши, где получила блестящие навыки конструктивного рисунка. Удальцова мечтала о мюнхенской академии Холлоши, но после посещения выставки «Бубновый валет» (1911) поехала учиться в Париж в студию кубиста Ле Фоконье. Надежда погрузилась в искусство кубизма, ходила по выставкам современных художников, в музеях знакомилась с наследием старых мастеров, постигая их секреты. После возвращения в Москву, художница занималась в студии В.Е. Татлина, где вместе с художницей Л.С. Поповой основала «Кубистический кружок», в 1914 стала членом «Бубнового валета». Большое впечатление на Удальцову произвела коллекция современного французского искусства московского коллекционера С.И. Щукина. Ее поразили краски, экспрессия цвета, раскованность и свободная манера живописи. Знакомство с творчеством П. Гогена, К. Моне, П. Сезанна, Э. Дега, Ван Гога, П. Пикассо, Дерена, А. Марке, А. Руссо, О. Ренуара, А. Матисса, М. Вламинка, Д. Уистлера было незабываемым и во многом повлияло на формирование изобразительного языка художницы. Удальцова много работала над композицией, насыщая произведения цветом и экспериментируя с формой. Удальцова прошла классический авангардный путь от кубизма – к беспредметному искусству. Преподавала в Государственных свободных художественных мастерских – Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (1918–1930) и в этот же период в Московском текстильном институте. Работала в Институте художественной культуры (1920–1921). Была членом общества «Московские живописцы» (1925), «Общества московских художников» (1927–1928). В 1920 году Надежда Андреевна вышла замуж за художника Александра Древина, что стало ключевым событием в её дальнейшей личной и творческой судьбе. В начале 1920-х годов они вместе возвращаются к фигуративной живописи, много путешествуют. В Томском областном художественном музее хранятся две работы, выполненные гуашью, которые поступили от внучки художника Е.А. Древиной в 1992 году. «Пляска шамана» выполнена автором в 1931 году после поездки вместе с мужем на Алтай, а «У колодца. Армения» – в путешествии по Армении. Обе работы экспрессивны, наполнены внутренней пластической динамикой, колористически сдержаны. ПЛЯСКА ШАМАНА. 1931 Бумага, гуашь. 21х30,5 Г-1863 У КОЛОДЦА. АРМЕНИЯ. 1933 Бумага, гуашь. 25х35 (в свету) Г-1862 Автор статьи Т. А. Бычкова.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|