|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / Произведения В.И. Уфимцева начала 1920-х годов из собрания ТОХМ. Новые материалы
![]() Виктор Иванович Уфимцев (1899–1964) – живописец, график, театральный художник, экспериментатор. Один из известных представителей русского авангарда первой половины XX столетия, живший в Сибири. Произведения Уфимцева 1920-х годов, относящиеся к периоду его увлечения авангардными течениями в изобразительном искусстве – это большая редкость и ценность для собрания любого музея страны. Действительно, из работ, выполненных в эти годы, сохранилось немного и потому две гуаши 1922 года и живописный этюд 1921 года в собрании Томского областного художественного музея (ТОХМ) уникальны. Живописный пейзажный этюд был подарен Виктором Уфимцевым искусствоведу и художнику А.Н. Тихомирову 26 августа 1921 года в Томске во время стоянки агитационного парохода «III Интернационал», который с концертами и выставками двигался по маршруту: Омск-Тара-Тобольск-Сургут-Нарым-Томск-Новониколаевск-Барнаул, пропагандируя новую экономическую политику страны. Во время поездки Уфимцев побывал в городах своего детства Таре и Тобольске, знакомился с новыми для него сибирскими городами и селами, много работал, посещал музеи и мастерские художников, с которыми по давней художнической традиции обменивался работами, написанными в пути. Таким образом, Уфимцев собирал свою известную в дальнейшем коллекцию современной живописи. Этюд из собрания ТОХМ был написан во время стоянки в старинном селе Уватское, где агитпароход стоял два дня – 5 и 6 августа 1921 года. Село Уватское (ныне Уват Тюменской обл.) стоит на левом высоком берегу Иртыша, в 116 километрах от Тобольска. С реки село не просматривалось, но с высоты обрывистого берега открывался живописный вид. «После затяжных дождей погода переменилась, великолепный день. Солнце. Но на небе бродят облака», – так описывал Уфимцев в своем дневнике природные наблюдения этих августовских дней. Это впечатление было им отражено в небольшом этюде динамичными мазками, резким ритмом их наложения, передающими сложное состояние природы и подтверждающими его увлечение футуризмом, которое случилось после встречи с Давидом Бурлюком в 1919 году. В это во время «отец русского футуризма» совершал знаменитого турне по Транссибу, где по пути следования проводил диспуты, выступал с докладами и лекциями, организовывал выставки в городах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Среди жителей села Нарым, встречавших на берегу пароход, оказался Михаил Георгиевич Котов – брат томского художника Н.Г. Котова, знакомого ему по работе в Сибнаробразе Омска. Он снабдил Уфимцева необходимыми адресами томичей. В Томске художник познакомился с собранием «старика» М.М. Полякова, музеем, которым ведал в это время А.Н. Тихомиров и с которым они обменялись этюдами. Один этюд у Уфимцева купил Поляков для своей коллекции. Помимо этого, два рисунка он подарил Тихомирову и Вериго-Чудновской. В Томске молодой живописец посетил десять художников, но близкой ему по взглядам на современное искусство оказалась – Магдалина Бронеславовна Вериго-Чудновская, которую он назвал своей «единомышленницей». Позднее, покидая Томск, уватский этюд Тихомиров оставил краевому музею. Название произведения «Уват» было написано на лицевой стороне в правом нижнем углу (по-сырому). Но сотрудники краевого музея, не сумев прочитать надпись, вписали этюд в инвентарные книги как «Гроза». И только при подготовке этой публикации, с деятельным участием исследователя творчества художника, искусствоведа Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля З.Г. Девятьяровой и заведующей реставрационной мастерской ТОХМ Е.Б. Гончаренко удалось вернуть произведению 1921 года ранее утраченное авторское название. Уфимцев и Тихомиров в 1922 году были увлечены организационной работой: созданием художественных музеев, формированием выставок и др. Один работал в Омском краевом музее, второй – в Томске открывал выставки из наследия «подотдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины», еще не имея официального решения об открытии музея. Вероятно, для планируемой в томском музее будущей художественной экспозиции Уфимцев передал две гуаши «Мечеть. Семипалатинск» и «Мотив» с текстом «Томскому музею» на обороте. Но открыт в Томске был не художественный музей, для которого собиралась коллекция, а краевой – позднее переименованный в краеведческий. После отъезда Тихомирова в Москву активная работа над формированием художественной коллекцией приостановилась на несколько лет. Произведения В.И. Уфимцева до 1982 года хранились в Томском областном краеведческом музее до передачи в ТОХМ, который выделился с коллекцией изобразительного искусства из краеведческого музея. Живопись и графика В.И. Уфимцева экспонируются в музее на различных выставках и представляют яркие страницы в биографии одного из самых неординарных художников русского авангарда. В публикации использованы архивные материалы и литература, предоставленные искусствоведом З.Г. Девятьяровой (Омск):
Автор статьи Т.А. Бычкова
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|