|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / Художники-выпускники Томской губернской гимназии
![]() Томская губернская мужская гимназия была открыта в 1838году как среднее учебное заведение для подготовки государственных служащих и учителей школ. Обучение было платным. Для малообеспеченных учащихся при гимназии существовали стипендии, своя церковь и пансион, библиотека. Долгое время у гимназии не было собственного учебного корпуса, первые три года занимались в каменном и деревянном домах купчихи Хлебниковой. Позднее часть занятий проходила в здании Томского университета и помещениях, арендуемых у частных лиц и учреждений. Спустя 59 лет, в 1897 году по проекту томского архитектора Павла Петровича Нарановича специально для гимназии было построено здание на Новособорной площади. Первым учителем черчения, рисования и чистописания был назначен Валериан Алексеевич Вешников, имевший «звание рисовального учителя в гимназиях». С 1854 года к работе учителя рисования и черчения приступил Павел Михайлович Кошаров (1823-1907), которому было выдано свидетельство Императорской Академии Художеств на право преподавания рисования в гимназиях. За годы существования Томской губернской мужской гимназии из ее стен вышли сотни выпускников, нас интересуют молодые люди, ставшие профессиональными художниками. Один из них Мако (Макко) Александр Эдуардович (Иосифович) (1851- 1925) Русский живописец, анималист. Родился в Барнауле, в семье художника, австрийца, Иосифа-Эдуарда Иосифовича Мако. В 1869 году по окончании гимназии поступил в Мюнхенскую Академию художеств. В 1874 г. Александр Эдуардович получил звание "неклассного" художника. В конце 70-х гг. Мако приезжает в Томск и начинает преподавать рисование в женской гимназии. В Томске Мако открыл частную школу рисования, в которой обучались будущий талантливый архитектор В.Ф. Оржешко и художник С.И. Голубин. В 1883году Александр Мако женился на Вере Павловне Фризель. В семье было двое сыновей, Сергей и Александр. Сергей Мако эмигрировал во Францию и стал там известным художником. Александр Александрович остался в Томске и умер, не оставив детей. Первая персональная выставка состоялась в 1886 году. Зрителям были представлены графические и живописные работы, разнообразные по жанрам, но особенно много работ анималистического жанра. Позднее он выставлял свои работы на выставках в Киеве, С-Петербурге К этому времени это уже опытный художник-анималист. На выставке в Петербурге в 1912 году, была показана серия работ, посвященных охоте. Он был знатоком и ценителем охотничьих собак, по его работам с изображением сцен охоты с собаками выпущены почтовые открытки. Дважды художник покидал Томск, но затем снова возвращался. В 20-е гг. А.Э. Мако окончательно поселяется в Томске. В это время художник пишет работы на темы событий недавнего прошлого: "Партизаны на Алтае", "Партизаны", "Партизан на лошади" В 1925 году Александр Эдуардович Мако умер в Томске. Произведения Александра Мако представлены в Томском областном художественном музее, Томском областном краеведческом музее, Омском музее изобразительных искусств, музейных и частных собраниях Киева и других городов. Гриценко Николай Николаевич (1856-1900) Художник-маринист, график. Родился в Кузнецке (ныне г.Новокузнецк) в семье окружного врача. Обучался в Томской гимназии с 1866 по 1873гг. В 1875 поступает в Техническое училище Морского ведомства. С 1885 по 1887 совмещает морскую службу с обучением в Академии художеств у мариниста Льва Лагорио. В 1887-1891 в Париже, работал под руководством Алексея Петровича Боголюбова, а также в мастерской Ф. Кормона. Гриценко много путешествовал по России, неоднократно бывал в Сибири, особое место в этих поездках занимал Томск, который он посетил в том числе и в свите Цесаревича Николая в 1891 году. Высоко ценил творчество Гриценко И. Е. Репин, он называл его умным и талантливым, рекомендовал приобрести несколько его произведений в Третьяковскую галерею. Николай Гриценко активно выставлял свои работы на всевозможных выставках. В 1900 г. в Париже на Всемирной выставке, Гриценко получил бронзовую медаль за акварельные работы, высшую награду Франции - орден и звание кавалера Почетного легиона. Ушел из жизни Гриценко в 1900 г. похоронен во Франции. Работы художника хранятся в фондах Русского музея, в Третьяковской галерее, в Омском музее изобразительного искусства им. М. Врубеля находится картина «Ночь на Тихом океане» (в 1900 г. экспонировалась на Всемирной выставке в Париже) В 1889 году окончил гимназию Голубин Сергей Иванович (1870-1956) Член Союза художников России с 1946. Один из тех, кто посещал занятия в частной студии А. Мако. В 1896 году поступил в мастерскую И. Е. Репина. Из-за участия в студенческих волнениях был вынужден уйти из Академии не сдав экзамены (1899). В 1900 году получил свидетельство на право преподавания в средних учебных заведениях. Работая в мозаичной мастерской Академии художеств, выполнял заказы для Исаакиевского собора, преподавал в Петербургской окружной гимназии. В 1927 году переехал в Томск, где открыл частную изостудию, с середины 1930-х годов преподавал в Томском индустриальном институте, заведовал муляжной мастерской медицинского института. Работал в жанре пейзажа, известны его картины с изображением окрестностей села Большое Протопопово. Создавал портреты, среди которых «Портрет Тамары Мироновой» (1928), «Портрет Анатолия Протопопова» (1928), «Портрет профессора Н. В. Вершинина» (1930). Произведения в собраниях Новосибирского художественного музея, Томского областного художественного музея. В 1943 году потерял зрение. Похоронен в Томске.
Евреинов Алексей Васильевич (1866-1920-е) Родился в Барнауле. Учился в Томской губернской гимназии, из которой вышел в 1896 году для поступления в ИАХ (1887-1895). где получил малую и большую серебряные медали. Со званием классного художника и свидетельством на право преподавания рисования в средних учебных заведениях вернулся в Сибирь 1896-1898 -жил в Томске, В1898 году переехал в Барнаул, получив место преподавателя рисования и чистописания в Барнаульском Императора Николая II Реальном училище. В 1905 году он еще раз участвовал в весенней академической выставке в Петербурге с офортом «Вечер», который был приобретен Академий художеств для своей библиотеки. Участвовал в Третьей весенней выставке в 1919г. в Омске. Из творческого наследия художника известно немногое. «В Иркутском областном художественном музее находится «Портрет этнографа, археолога, писателя, исследователя Сибири Николая Михайловича Ядринцева (1842-1894) 1896. В Новокузнецкий художественный музей в 1999 году поступила акварель «Пейзаж с мостиком». 1900-е.
Котов Николай Георгиевич (1889-1968) Живописец, график, мастер панорамной живописи. Закончил гимназию в 1911 году. Занимался в Томских рисовальных классах у известного томского художника и педагога С. М. Прохорова. Продолжил учёбу в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1912-1917) С 1917 по1921находился в Томске, принимал активное участие в общественной и художественной жизни города. В 1921 году художник переехал в Москву, стал одним из учредителей Ассоциации художников революционной России (АХРР 1922), в которой занимал руководящие посты. В 1920-30-х годах работал над созданием агитационных плакатов, выполнил иллюстрации к книгам. В эти же годы неоднократно бывал в экспедициях на Алтае, Памире, Сибири, выполнил циклы живописных и графических работ. Для Музея Революции в Москве в 1931году Николай Георгиевич создал первую советскую музейной диораму «Кузнецкстрой». В составе коллектива известных баталистов работал над эскизами к панорамам «Штурм Перекопа» (1934-1941), «Оборона Царицына» (совместно с П. С. Добрыниным, (1939). За этот период им создано около 20 диорам для музея народов СССР, столько же для Всесоюзной выставки, диорама «Москва-Волга» для парижской выставки и 20 диорамных эскизов для выставки в Нью-Йорке. С ноября 1941 по февраль 1942 года Н. Котов работает художником-автором в редакции оборонного плаката «Окна ТАСС», создаёт серию из 26 агитационно-пропагандистских диорам «Великая Отечественная война». С 1942 по 1944 год Николай Котов в качестве военного художника неоднократно побывал в зоне военных действий. В 1942 году самостоятельно выехал в Севастополь для отправки в тыл панорамы Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя», позднее участвовал в ее воссоздании. Для Военно-медицинского музея художник создал тридцать небольших диорам, показывающих историю развития русской военной медицины (1944-1953). Наиболее яркими и значимыми в его творчестве стали шестиметровая диорама «Поверженный Берлин», «Героическая оборона Сталинграда» (эскиз, 1949), (1960). Диорамный триптих «Штурм Новороссийска в ночь на 10 сентября 1943 года», созданный в1960 году, стал последней масштабной работой из воплощенных художником, одной из вершин его творчества и одним из лучших диорамных произведений в истории советского батального искусства. Всего же за годы работы было создано не менее ста музейных и выставочных панорам. Произведения Н. Г. Котова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Новороссийском государственном музее заповеднике, музеях Новокузнецка, Петрозаводска, Томска, Челябинска. Черемных Михаил Михайлович (1890-1962) Выдающийся советский художник-график, карикатурист, книжный иллюстратор, педагог. Член СХ СССР. Народный художник РСФСР (1952). Лауреат Сталинской премии второй степени (1942). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1954). Действительный член Академии художеств СССР (1958). Родился в Томске. Окончил гимназию в 1911году. Посещал уроки рисования Семена Марковича Прохорова. С 1911 по 1917гг.обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1919 приступил к созданию «Окон РОСТа». После окончания гражданской войны Черемных сотрудничает во многих сатирических журналах: «Красный перец»,» «Смехач», «Лапоть», «Безбожник у станка», принимал участие в создании сатирического журнала "Крокодил". Его выразительные рисунки были направлены против бюрократизма, чванства. В 1930-е гг. рисовал плакаты. В предвоенные годы оформлял спектакли в Ленинградском Малом оперном театре ("Помпадуры" А. Ф. Пащенко, 1939), Театре оперы и балета в Минске ("Травиата"). Также выполнил иллюстрации к произведениям Михаила Салтыкова-Щедрина. Практически с первых дней Великой Отечественной войны начинает выпуск "Окон ТАСС". В основе тем "Окон ТАСС" лежала оперативная информация агентства ТАСС, полученная с фронта (58плакатов) Осенью 1941 г. переехал в г. Бийск (Алтайский край), где в драмтеатре создал декорации к спектаклям "Дворянское гнездо" И. Тургенева, "Осада Лейдена" И. Штока, "Русские люди" К. Симонова. Там же с 1942 г. по 1943 г. заведовал плакатной мастерской. С 1949 г. по 1962 г. преподаватель и профессор отделения графики Московского государственного Художественного института (МГХИ) им. В. И. Сурикова. В 1950-1954 гг. руководил мастерской плаката, а в 1954-1962 гг. был заведующим кафедры графики МГХИ. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, Михаил Черемных умер в 1962 г. в Москве.
Николаев Ярослав Сергеевич (1899-1978) Живописец, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный художник РСФСР, член Ленинградского Союза художников. В 1906 году семья переехала в Томск, где с 1913 по 1918 год Ярослав занимался в гимназии. Параллельно с учёбой в гимназии в 1914 году начал заниматься живописью у художника Н. Смолина. В 1915-1917 годах посещает двухгодичную школу живописи в частной студии Казимира Зеленевского. В августе 1918 года был зачислен на 1 курс юридического факультета Томского университета. С 1919 по 1930 год жил и работал в Иркутске, где преподавал изобразительное искусство в школе-семилетке, был членом «Иркутского общества художников». В 1927году принимал участие в Первой Всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры, проходившей в Новосибирске, Красноярске и Томске. В 1930 году переехал жить в Ленинград. Пережил блокаду Ленинграда. Образ осажденного города войдет в его творчество на долгие годы. В 1948—1951 годах возглавлял Ленинградский Союз советских художников. Автор полотен историко-революционного жанра «Конец иллюзий.9января 1905года.» (1959-1960). В 1959 году совершил поездку в Италию. В многочисленных живописных и графических работах Николаева нашли отражение неповторимые мотивы ленинградского городского пейзажа и его «водного убранства». Среди наиболее известных работ картины «На Большую землю» (1945), «Ветер Родины» (1947), «На острую тему» (1954), «На всём пути народ стоял» (1957), «Декрет о земле» (1967) и другие. Скончался в Ленинграде 1 июля 1978 года на восьмидесятом году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Франции, Японии и других странах. В фондах Томского областного художественного музея хранится шесть живописных работ художника. Вполне возможно, что число выпускников томской губернской гимназии, занимавшихся изобразительным искусством было гораздо больше, чем представлено в сообщении.что требует продолжения работы по данной тематике. 1 января 1920 года гимназия была расформирована Боровинских Н.П.
Источники: 1.Мисюрев А.П. Томская губернская гимназия в первое пятидесятилетие ее существования. (1838-1888) C.12. 2.Художественная жизнь Сибири начала ХХ в.: К 90-летию Томского общества любителей художеств: Материалы региональной научно-практической конференции. Томск: Изд-во Том.ун-та,2000. С.159 3. Евреиновские чтения. Музееведческая и научно-практическая конференция. Сборник тезисов. Общая ред. Т. Бычкова. Управление культуры адм. г. Новокузнецка. Новокузнецкий художественный музей. Новокузнецк.2000. С.12 4. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1900 г. Заключающая в себе списки учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за учение, числа учащихся, именного состава служащих. Издание 6-е Канцелярии Попечителя. Томск, паровая типо-литография П.И. Макушина. С.49 5.Токарев В.П. Художники Сибири. Х1Х век. Учебное пособие Отв. ред член-корр. РАН Л.М. Горюшкин Новосибирск: ВО «Наука» Сибирская издательская фирма, 1993. С.88 6. Евреиновские чтения. Музееведческая и научно-практическая конференция. Сборник тезисов. Общая ред. Т. Бычкова. Управление культуры адм. г. Новокузнецка. Новокузнецкий художественный музей. Новокузнецк.2000. С.13 7. Замыслы, достойные революционной эпохи. К 100-летию Сибирской народной художественной академии. Каталог выставки. Автор вступительной статьи и каталога:Л.И. Овчинникова. Томск, 2018. С.33
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|