Иконы Богоматери Знамение и Абалакская из Томского художественного музея
«К 1629 году свет христианства засветился в кочевой Сибирской стране от Уральских гор до Енисея. Русский дух и русская жизнь возникли во всех местах около Тобольска, от Верхотурья до Тюмени, от Тары до Томска, от Мангазеи до Кузнецка и от Красноярска до Енисейска.» Н.А. Абрамов
По совету со своим отцом, Патриархом Филаретом, первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович решает в 1620 году учредить в Сибири епархию, кафедру которой назначает в Тобольске. Почти до середины XVIII века Тобольская епархия, границы которой совпадали с административными границами Сибирской губернии, включала в себя территорию Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Появление в Сибирской епархии одного из самых почитаемых иконографических типов Богоматери - Знамение связано в истории с именем первого Сибирского и Тобольского архиепископа Киприана (Старорусенков, 1621 –1624). Первый Сибирский архипастырь был участником борьбы против польско-шведского нашествия в Смутное время, будучи архимандритом Новгородского Хутынского монастыря, он с героической мудростью противостоял шведам в их стремлении удержать за собой Великий Новгород. Выполняя волю Патриарха Филарета, завещавшего ему достойно пасти своё словесное стадо и заботиться о чистоте нравов русских сибиряков, Киприан, будучи просвещенным человеком, прикладывал все свои силы к духовному возрастанию паствы. Понимая значение подвига казацкого атамана Ермака, архипастырь повелел найти всех оставшихся в живых воинов его дружины и записать воспоминания об их великом походе, положив тем самым начало летописанию Сибирского края.
Еепископ Киприан прибывает сюда в 1621 году из Спасского Хутынского монастыря, где был настоятелем с 1611 года. Он привез в Тобольск большой штат священства, а также плотников, резчиков и художников-иконописцев. Столетиями любимейшей святыней и главной заступницей новгородцев являлась икона Божией Матери Знамение, которая не раз спасала город и его жителей от нашествия неприятеля, от всяческих напастей, болезней и моров. Несомненно, епископ Киприан чтил главную святыню Новгорода, списки новгородского образа, привезенного им, быстро распространяются по городам Сибири и Зауралья.
Икона Богоматери Знамение становится образцом для подражания и пользуется особым почитанием, как защитница не только северных, но теперь уже и сибирских земель. Так, около 1624 года в Тюмени «закончили постройкой» деревянную Знаменскую церковь. Одновременно для храма «соорудили» одну из первых икон, созданных в Сибири – образ Богоматери Знамение. Икону написал Спиридон Иконников, выходец из Великого Устюга, ставший основоположником целой династии художников-иконописцев и купцов. Этого мастера также пригласил или привез с собой первый епископ Сибирский и Тобольский Киприан. (1)
В те же, 1620-е годы, в Тобольском мужском монастыре начали строительство церкви во имя иконы Божией Матери Знамение, вокруг которой вскоре располагается комплекс мужского Знаменского монастыря.
Одна из самых почитаемых икон Томска с «давних пор» располагалась на Воскресенской воротной башне верхнего Томского острога. Известно, что еще в 1680 году иконник Герасим Иванов «поновил старую икону Богоматерь Знамение». (2) Не так важно, был ли томский образ привезен архиепископом Киприаном или написан в Сибири, главное, что икона Богоматерь Знамение, располагаясь на центральной «воротной» башне градской крепости, свидетельствовала о теплом отношении православных томичей (в среде которых было множество выходцев из новгородских земель) к древней святыне Новгорода. Иконы Божией Матери Знамение, как главной защитницы сирых, голодных и убогих, становятся особенно популярны в Сибири у простого народа.
Томские музейные памятники достаточно полно отражают сложную картину русского иконописания Нового времени, только еще более пеструю и яркую, чем в Центральной России, потому что Сибирь и огромная Томская Губерния, в частности, принимала на свою территорию переселенцев, которые везли с собой иконы со всех концов огромной Российской Империи.
Среди ранних икон, происходящих из традиционных древнерусских центров, как раз и следует назвать Богоматерь Знамение второй половины XVII столетия, отмеченную именно новгородским влиянием. Образ Богоматери из томского собрания вызывает в памяти монументальные новгородские памятники XIV - XV веков. Утраты исказили первоначальный облик иконы, но краски сохраняют былую гармонию. Открытое выражение лика Богоматери сообщает образу задушевность и простоту. За исключением фигур на полях, томский памятник почти буквально повторяет целый ряд черт знаменитого новгородского прототипа, это и положение фигуры Марии в пространстве средника, и жест Её рук, и форма мафория. Младенец с угловато-острыми от жестких белильных линий чертами, с единой линией плотно сжатых уст, показан чересчур взрослым, даже суровым: такая трактовка лика также выявляет связь памятника с художественной традицией древнего Новгорода.
Архиепископ Киприан в штате иконописцев, привез с собой, в частности, новгородского иконника Матфея Мартынова, ставшего через год протодьяконом Тобольского Софийско-Успенского собора. В 1637 году протодьякон Матфей создает знаменитую икону Богоматери Знамение-Абалакская, что становится первой собственно сибирской чудотворной иконой.
Иконография образа Абалакской (Абалацкой) (3) Богоматери с воздетыми руками и благословляющим Младенцем Христом в медальоне на груди, полностью совпадает с новгородским типом «Знамение», но на Абалацкой по сторонам от Пречистой Девы всегда бывают представлены святая Мария Египетская и святитель Николай Мирликийский.
Через год, став протодьяконом Софийского собора, о. Матфей Мартынов открывает в Тобольске первую в Сибири иконописную мастерскую. Находилась она при архиерейском доме.
Кисти протодьякона Матфея принадлежат и первые списки чудотворной Абалацкой иконы. Созданные им образы Богоматери Абалацкой находились в двух храмах городов Томской Епархии - Нарыме и Семипалатинске.
В самом Томске в 1703 году в честь чудотворной иконы дворянином Иваном Качаловым построена церковь в честь иконы Божьей Матери Абалацкой, в которой находились два точных списка чудотворного образа, современные возведению храма. (4.)
В Никольской церкви села Протопоповского Томского округа хранилась самая известная в Томске икона Богоматери Абалацкой. Неизвестно, с какого времени икона пребывала в церкви, но в 50-х годах XIX века, по видению некой благочестивой вдовы, образ извлекли из кладовой и поместили на почетное место. По описанию очевидцев, икона была точным списком тобольской Абалацкой, но меньшего размера. Легенды повествуют, что томичи и местные жители много раз получали помощь по молитвам перед этой иконой. (5.)
В экспозиции Томского художественного музея пребывает одна из самых поздних копий иконы Богоматери Абалацкой, написанная маслом во второй половине XIX столетия.
Она сохраняет некоторые черты оригинала, сочетая по-новгородски яркие краски одежд, украшенных узорочьем, и психологическую индивидуальность и глубину образов XIX века. Этот образ, созданный по правилам светского академического искусства, сохраняет лишь композицию оригинала, сочетая психологическую глубину и индивидуальность живописных портретов своего времени с красочной фактурой ярких узорных одеяний.
Когда Царская семья Романовых оказалась в заточении в Тобольске, для них был сделан уменьшенный список Абалацкой чудотворной, сопровождавший последнего Русского Императора до самого расстрела в июле 1918-го. На праздник Рождества Христова Государь записал в дневнике: «После Литургии был отслужен молебен пред Абалацкой иконой Божией Матери, привезённой накануне из монастыря…».
Осенью 1919-го, в разгар Гражданской войны, Омский архиепископ Сильвестр, возглавлявший Временное Церковное управление в составе Российского правительства адмирала А.В. Колчака, не испытывавший иллюзий о том, что происходит в большевистской России с храмами и иконами, благословил главной святыней Абалацкого монастыря детский приют «Очаг». Этот приют, созданный для детей сирот и беженцев супругой Главнокомандующего Восточным фронтом белых армий Софией Дитерихс, после долгих странствий попадает в Шанхай, где Абалацкий образ «просветляется», а затем вместе в «Очагом» оказывается в Австралии. До настоящего времени икона находится в одном из православных храмов в пригороде Сиднея. Ведутся переговоры о возвращении святыни в Сибирь.
Сегодня в Знаменском соборе Абалацкого монастыря находится список чудотворной, созданный незадолго до революции насельницей женской Иоанно-Введенской обители (село Шанталык) монахиней Августой. Эта икона также признаётся чудотворной, её носят крестными ходами и привозят для поклонения в самые дальние от Тобольска сибирские города.
Томский храм во имя иконы Божией Матери Знамение Абалакская начал восстанавливаться на прежнем месте с 1998 года. В наши дни Знаменская церковь, расположенная в старом городском районе, называемом Пески, одна из самых любимых у горожан.
Празднование в честь иконы Божией Матери Абалацкой совершается 10 декабря, в один день с образом БогоматериЗнаменской
1. Древняя икона Богоматери Знамени, почитавшаяся чудотворной в Тюмени и окрестностях, бесследно исчезла в начале 1920-х годов.
2. Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1911.
3. Возможно читать название иконы Богоматери и – Абалацкая, и - Абалакская.
4. Списки не сохранились после революционного переворота 1917 года.
5. Прот. Константин Евтихиев. Томские епархиальные ведомости. 1882. №10.
6. Архиепископ Сильвестр Омский и Павлодарский (Ольшевский, 1860-1920). Священномученик, канонизирован в 2000. При отступлении белой армии остался в России со своей паствой во вверенной ему епархии. Принял мученическую кончину в бывшем архиерейском доме, занятом под ЧК, после двух месяцев истязаний был прибит гвоздями к полу.
7. В статье использованы материалы из книги прот. А. Сулоцкого - Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. С-Пб., 1864.
Материал подготовлен И.А. Евтихиевой