|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В СОБРАНИЕ МУЗЕЯ. Портреты К.Н. Юхневич-Атласовой
Имя Капитолины Николаевны Юхневич-Атласовой – участника революционных событий и гражданской войны в Сибири известно только некоторым исследователям художественной жизни Томска. К.Н. Юхневич-Атласова (1897–1999) родилась в семье чиновника, в 1917 году окончила гимназию в городе Якутске. Уехала 20 мая 1917 года в Томск, где поступила в Томский университет на физико-математический факультет. С мая 1918 года во время гражданской войны служила медсестрой в сводном отряде Красной гвардии в Якутске, а в августе 1918 года вернулась в Томск для продолжения учебы, в 1920 году перешла на факультет общественных наук. В 1919 году вышла замуж за Б.П. Юхневича. В 1921–1922 годы в составе Сибирской экспедиции работала в Якутске. В 1926 году начала педагогическую деятельность по специализации: дошкольное образование. Заведовала историко-революционным отделом Томского краевого музея (1929–1933). В 1933 году вместе с семьей переехала в Москву, работала в Болшевском детском саду в Подмосковье. В 1937 году после ареста мужа вынуждена была сменить место работы: поступила на должность художника в московскую артель «Абажур». С августа 1943 года работала в Туберкулезном детском санатории. С сентября 1957 года находилась в Интернате персональных пенсионеров в Москве. Начиная с 1973 года, она дважды передавала в дар музеям работы томских художников. В Томске Капитолина Николаевна занималась в художественной студии Дома просвещения у известного томского живописца и педагога М.М. Полякова и была знакома со многими маститыми и начинающими художниками. В собрании Томского художественного музея среди рисунков Капитолины Николаевны находятся ее портреты, выполненные томскими авторами. Недавно, благодаря новой обширной информации из архивных источников, которая появилась вовремя подготовке нового музейного издания – «Хроника художественной жизни Томска. 1920–1926», опубликованного в 2019 году, удалось определить имена авторов этих рисунков. За каждым из графических портретов, написанных в Томске, – своя история. Самый ранний портрет исполнен в 1922 году Николаем Николаевичем Введенским (1887–?), который с 1922 по 1925 годы являлся одним из лидеров в художественной среде Томска, был инициатором художественных выставок. В Новосибирском государственном художественном музее хранится его портрет кисти Н.Ф. Смолина 1924 года. Широко известен также портрет из Государственной Третьяковской галереи Надежды Алексеевны Пешковой, урожденной Введенской (1901, Томск – 1971, Москва; невестки М. Горького), написанный П.Д. Кориным в 1940 году. В лицах Н.А. Введенской (Пешковой) и Н.Н. Введенского явно прослеживается фамильное сходство. Родственные связи этих томских Введенских пока точно проследить не удалось, но известно, что их родители родом из Орловской губернии. Возможно отцы были двоюродными братьями. Надежда Алексеевна родилась в семье профессора медицины Томского университета А.А. Введенского. Николай Николаевич – в семье служащего Сибирской железной дороги, личного почетного гражданин города Орла. Помимо внешнего сходства необходимо отметить и художественную одаренность Введенских. Надежда Пешкова была членом Союза советских художников. Николай Введенский учился черчению и рисованию у В.Ф. Оржешко в Томском технологическом институте (1905–1906), что позволило ему впоследствии заниматься живописью, известен факт его реставрационной работы в Томском краевом музее. Портрет Капитолины Николаевны, исполненный Введенским, привлекает своей естественностью: виртуозно схвачен миг из жизни молодой, привлекательной женщины, которая светится счастьем и уверенностью в своем будущем. Автором второго карандашного портрета 1932 года является учитель рисования Георгий Дмитриевич Богданов (1897–?), выпускник реального училища, член Томского филиала АХРР (1926, 1930). Богданов сын томского полицмейстеравоевал в Белой армии в батальоне генерала А.Н. Пепеляева, в 1920 году был приговорен к пяти годам принудительных работ, в 1932 году ему чудом удалось вырваться из-под возможного ареста. Жизненные невзгоды не помешали художнику создать в томском портрете романтический образ прекрасной молодой женщины. На обороте Капитолина Николаевна подписала: «…Какая-то красавица, а не я». Третий акварельный портрет 1933 года исполнил художник томской газеты «Красное знамя» Карл Георгиевич Шварц (1893–1937), участник выставок Союза советских художников в Томске и Новосибирске. Портрет остался незаконченным, автор был им недоволен, о чем Капитолина Николаевна написала на обороте акварели. Все три автора представляют Капитолину Николаевну по-своему: то веселой и задорной, то серьезной и задумчивой, либо – сказочной красавицей. Для зрителя эти портреты будут интересны еще и потому, что, благодаря им, многие впервые познакомятся с творчеством малоизвестных томских художников начала XX столетия: Н.Н. Введенским, Г.Д. Богдановым, К.Г. Шварцем, информацию о которых впервые представляет Томский художественный музей.
17.12.2019 г. Т.А. Бычкова
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|