Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / АЛЕКСАНДР ШУМИЛКИН – «МУЖЕСТВЕННЫЙ ЛИРИК» СИБИРИ

1 января 2020 года исполняется 85 лет со дня рождения члена-корреспондента Российской академии художеств, народного художника РСФСР Александра Андреевича Шумилкина. В собрании Томского областного художественного музея 19 работ художника, созданных в период двух десятилетий: 1969–1989-х гг. Его живописные полотна хранятся в собрании ГРМ, ГТГ, музеях Сибири и РФ, в частных коллекциях в стране и за рубежом.

Он, паренек из маленькой деревни Нарга, что затерялась на берегах Оби, в Кривошеинском районе Нарымского округа Западно-Сибирского края (ныне в Молчановском районе Томской области), ворвался в искусство ярко как молодая звезда, как лидер мощно и, казалось, навсегда. После окончания Свердловского художественного училища, продолжил учебу в институте им. И.Е. Репина, который тогда называли «академией». Дипломной работой «Сплавщики» (1966) руководил профессор Александр Дмитриевич Зайцев, ученик А.А. Рылова. Формирование его как живописца проходило в яркое десятилетие. Во время учебы Александр Шумилкин воспринял особую атмосферу ленинградской школы, и профессиональная культура этой прославленной школы 1960-х гг. наложила на него свой особый отпечаток. Всю последующую творческую жизнь он оставался «художником шестидесятником».

Он вернулся в Томск в 1966 г. Через год, сразу после первого участия в зональной выставке в Омске, был принят в члены Союза художников. И далее все происходило стремительно: в 36 лет первая персональная выставка в Томске, где было показано 120 работ. Удивляло и количество, и новый современный язык, и взгляд, и стильность полотен. С этого времени в его работах всегда необъяснимо сочетались яркость образов, притягательная пульсирующая энергия и вместе с тем логическая рассудочность. Работы Александра Шумилкина экспонировались в год на нескольких крупных выставках в стране, а с 1973 г. за рубежом. В 40 лет он открывает большую персональную выставку в Москве, экспонируя 110 полотен. Уже через полгода получает звание «Заслуженный художник РСФСР». Его персональные выставки успешно проходят в Ленинграде, Свердловске, Белгороде, Варшаве и Томске. В 1987 г. Александр Шумилкин становится «Народным художником РСФСР» и членом-корреспондентом отделения «Урал, Сибирь и Дальний восток» Академии художеств СССР. Очень быстро он занимает свое место среди самых известных российских живописцев, разрабатывающих в своем творчестве северную тематику.

Его талант, трудолюбие и опыт, приобретенный в часто непростых путешествиях по северу Сибири и Урала, послужили основой для циклов работ, объединенных изысканным стилевым единством. В 1960–1980-х гг. он много путешествовал от Урала до Чукотки: Новая Земля, Уренгой и Самотлор, Заполярный Урал, Гыданская тундра, Васюганские болота, и, конечно, Томск и малая родина хутор Нарга, где последние 30 лет была его вторая мастерская. В нем жила острая тоска по северу и постоянная жажда жизни внутри её, даже при самом коротком расставании. Найти свою тему – во многом для художника означает обрести свое лицо. Шумилкин стремился передать первозданность сибирской природы, боль за безжалостное уничтожение красоты и цельности мира. Высокий профессионализм и вкус помогли выработать отточенность авторского мастерства. Очень быстро Шумилкин создал свою «систему высокого стиля». Потребность глубоко ощущать связь с родной землей, с нравственными истоками народной культуры, особенностями сибирского характера, жизнь в тундре, тайге у охотников и нефтяников помогли художнику в переоценке понимания современности, образного языка живописи.

При всей многогранности творческих интересов центральное место в творчестве Шумилкина принадлежит пейзажу, что в целом характерно для большинства сибирских мастеров его поколения. Пейзажи Александра Шумилкина узнаваемы. Они поэтически возвышены, немногословны, кажется, автор отказывается от всего второстепенного, подчиняя холст главному: лаконичному и стильному образу Сибири, усиливая эстетику холста драматической нотой внутренней экспрессии. В основе драмы – сложное отношение автора к грубому вхождению «человека созидающего» в мир тонкой гармонии: буровые вышки, разливы нефти, брошенная техника, пожары, следы от вездеходов по ягелевому ковру тундры. К природе у Шумилкина особое пантеистическое отношение. И отсюда нескрываемый драматизм большинства холстов художника. В холстах земля предстает в образе лежащей женщины, окруженной цветами озер и лентами рек или в образе огромного доброго тюленя, на теле которого стоят чумы. Река-змея могучая, гибкая и сияющая в своем одеянии, дышит весенними ветрами и окружает суровый, а не сказочный мир первичной чистоты («В долине Гыдана», «Весенние ветры». 1979). Идея бесконечности мироздания живет в работах художника рядом со звучной космичностью пространства неба и земли, с нотой пантеистического озарения, со строгим построением композиции, лаконизмом и тонкой декоративностью. Художник намеренно выбирает точку зрения с высоты птичьего полета или из иллюминатора самолета, вертолета. В большинстве работ подобное построение пространства имеет целью придать пейзажу эпический характер. Он часто как бы совмещает в пейзаже несколько точек зрения, сложно и внимательно разрабатывает первый план.

Для Шумилкина именно 1960–1970-е гг. стали временем поисков динамичной и универсальной пластической структуры выражения «связи времен и пространств», целостного и гармоничного взгляда на мир. Оставаясь непосредственным, этот взгляд передавал личное и одновременно «всеохватное ощущение», в котором слились и тонкая красота сибирской природы, и неразрывно связанный с нею мир сибиряка, с детства близкий художнику, масштаб её пространств и её истории, духовная высота её поэтической традиции. Это была многолетняя программа поиска основ построения его, теперь уже узнаваемого, пространства картины. По существу, он искал объективные законы выражения целостного монументального восприятия окружающего мира. Достижению этой задачи он подчинил свой творческий путь.

Усложнившийся духовный мир художника, большая внутренняя сосредоточенность требовали более тонкого и одновременно более близкого к суровой природе живописного языка. Если многие художники в это время стремились к декоративной обобщенности цвета, А. Шумилкин, напротив, добивался предельной естественности, скромности колористического решения. Сузив спектр, амплитуду цвета, он максимально расширил количество оттенков, достигая большой тональной полихромности. Каноном в его живописной манере надолго стало признание особой роли «природного» живописного материала, использование приема «рельефного объемного пространства» первого плана.

В конце 1980–1990-х гг., когда от художников стали требовать «оказания услуг», когда реализм во всех его формах был выброшен с «корабля современности» Ал.А. Шумилкин выступает в томской областной газете с большой программой статьей «Знать и защищать ценности культуры». Сейчас его предостережения и прогнозы о стремительном росте бездуховности и коммерциализации искусства оправдались. Однако сам художник ушел в «пространство внутренней эмиграции»: он писал, но не экспонировал свои работы на выставках. В беседе с автором статьи Александр Андреевич Шумилкин утверждал: «Может сложиться точка зрения, что весь мир ограничился для меня «границами» Севера. Но узких границ у Севера, как и Сибири, нет. В родных местах для художника всегда собраны воедино самые важные части всего мира».

 

Т.Н. Микуцкая


Первый снег. 1969. Картон, масло. ТОХМ

Миша Анкай с собакой. 1972–1973. Холст, масло. ТОХМ

Белая ночь на Самотлоре. 1972–1973. Холст, масло. ТОХМ

На дальней пристани. 1974–1977. Холст, масло. ТОХМ

За полярным кругом. Северный пейзаж. 1976. Холст, масло. ТОХМ

Огни самотлора. 1978. Холст, масло. ТОХМ

Весенние ветры. 1979. Холст, масло. 80х113. ТОХМ

Обская нефть. 1970-е. Холст, масло. ТОХМ

Край мой сибирский. 1979–1981. Холст, масло. ТОХМ

Подруги. 1983. Холст, масло. ТОХМ

Шумилкин А.
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.