Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 380-летию со времени рождения Ж. Эделинка

Блестящий мастер классической резцовой гравюры Жерар (Герард) Эделинк (Gerard Edelinck), автор «Портрета живописца Филиппа де Шампень», родился во фламандском городе Антверпене  в 1640 году, где получил прочные профессиональные навыки. Он усовершенствовал свое мастерство под руководством Ф. де Пуайльи, Р. Нантейля и Ф.  де Шампеня после переезда  в 1666 году в Париж. В это время Франция становилась художественной столицы Европы потеснив Италию. Близился XVIII век, золотой век короля солнца Людовика XIV и эпохи барокко. Работы Ж. Эделинка в значительной мере готовили и утвердили расцвет репродукционной гравюры, преобладающего вида печатной графики в это время.

Король Людовик XIV высоко ценил его талант. Особое место в его наследии занимает галерея портретов знаменитых современников.

В 1675 году он принял французское подданство и оставался в стране до конца жизни в 1707 году.

Работы гравера-виртуоза выдержали испытание временем. На страницах энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, выпущенного в конце  XIX – начале XX века, отдается должное его мастеровитости:

«Эделинк гравировал с необыкновенными легкостью, ловкостью и вкусом, варьируя систему накладки штрихов сообразно веществу воспроизводимой части картины, например человеческого тела, шелка, бархата и прочего, и передавал не только рисунок, но и краски оригиналов с таким совершенством, какое только достижимо в гравюре».

Мастер награвировал более 400 листов, в том числе с живописных оригиналов Рафаэля, Ш. Лебрена, Г. Рени и др.  В коллекции томского художественного музея хранится пять листов Ж. Эделинка, которые поочередно по месяцу будут экспонироваться в витрине перед входом на постоянную экспозицию.

«Портрет живописца Филиппа де Шампень» - один из лучших в его наследии. Он награвирован в 1676 году с его автопортрета, исполненного в 1668.  Внизу текст с указанием высоких регалий и достоинств изображенного: живописец короля, ректор Королевской  академии искусств, блестящий художник и благочестивый христианин.

Выразительный динамичный образ дан на фоне собора св. Мишеля и св. Гудулы, где будущий художник был крещен. К сожалению, оригинал утерян, но искусно исполненная гравюра позволяет судить о достоинствах оригинала. Гравер искусно использует сетку характерных для резца равномерно изогнутых, упругих штрихов, связанных тонким пунктиром точек, системой штрихов передает почти скульптурную пластику фигуры, фактуру ткани.

Эделинк как младший современник Шампеня испытывал уважение к коллеге. Они оба имели фламандские корни, оба пользовались покровительство Людовика XIV.

Филипп де Шампень, де Шампань  (Philippe de Champaigne ou Champagne) (1602-1674) поступил на службу к французскому королевскому двору в 1625 году и был одним из почитаемых живописцев эпохи, хотя находился в тени Н. Пуссена. Он участвовал в украшении Люксембургского дворца, дворца Тюильри, для Ришелье оформил Кардинальский дворец, расписал купол Сорбонны и т.д.

Он автор многочисленных картин, преимущественно на религиозные сюжеты, но наибольшую ценность представляют портреты именитых современников.

Лист поступил в томскую коллекцию из Музея изящных искусств в 1932.

 

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.