|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / Техники гравирования. Офорт в коллекции Томского художественного музея
![]() В каждом музее своя коллекция. В том числе и графические отделы. Почему не рассмотреть коллекцию графики по техникам? Начнем с одной из самых сложных и трудоемких графических техник - с офорта. В узком профессиональном значении так называется штриховая углубленная гравюра на металле, выполненная при помощи травления. Офорт (фр., eau-forte - «крепкая водка» - азотная кислота) – этим термином обозначают как саму технику, так и едкий раствор, и гравюру, полученную таким способом. Технику офорта, как и многое другое, внедрял в России Пётр I. Ему так понравилась эта техника, когда он был в Амстердаме, что он сам попробовал сделать несколько оттисков под руководством знаменитого гравера А.Шхонебека, а вернувшись домой, издал специальный указ о развитии гравёрного искусства. В настоящее время существует несколько разновидностей офорта: травленный штрих, мягкий лак, акватинта, лавис, резерваж, белый штрих. К офорту относят не только манеры, связанные с травлением, но и некоторые механические приемы гравирования: сухая игла и карандашная манера. Фонд печатной графики Томского Областного Художественного Музея насчитывает более 2500 единиц хранения. Более 500 работ – это офорт, созданный художниками ХХ века. Вот как происходит процесс создания офорта. Медную или цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупорным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, канифоль, асфальт. Тщательно высушивают. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту), обнажая поверхность металла. Гравирование осуществляется офортными иглами различной толщины и сечения, при этом обнажается чистый металл (в следах иглы поверхность доски освобождается от лака). Затем форма погружается в кислоту и обнаженные места протравливаются на различную глубину и ширину. Медную пластину травят раствором хлорного железа, цинковую - азотной кислотой. После первого травления, достаточного для незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображения, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем из процессов травления. Затем подвергают пластину второму травлению, выкрывают лаком участки следующей градации тона и т. д. - до самых темных мест изображения. Благодаря этому штрихи получаются различной глубины и при том более простыми средствами, чем в резцовой гравюре. В конце лак удаляют с доски керосином или другим растворителем. Полученные в результате травления штрихи набиваются краской и оттискиваются на бумаге при помощи офортного станка. В процессе создания гравюры каждый этап работы над офортной доской оставляет при печати на бумаге след, по которому можно определить манеру травлёного штриха. Офорт - тиражная техника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произведением. Как правило, это в среднем, от 5 до 20 оттисков. У каждой манеры существуют свои способы гравирования, которые при печати раскрывают присущие только им характерные внешние признаки. По этим признакам специалисты определяют, к какой манере можно отнести ту или иную гравюру.
Материал подготовлен хранителем фонда графики ТОХМ Станкеевой С.Г.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|