|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / Икона Богоматери Одигитрии из собрания томского художественного музея
![]() Одним из самых распространённых и часто задаваемых вопросов на экскурсиях в зале икон всегда был вопрос о датировке памятника, - какой же образ самый древний. И всякий раз мы показываем несколько памятников, среди них – икону Богоматери Одигитрии (греч. Путеводительница) второй половины XVII. Хотя наше собрание и включает несколько более ранних памятников, созданных в XV и XVI столетиях, теперешняя сохранность не позволяет описать их художественные достоинства. Публикуемый образ Марии с Державным Младенцем сочетает в себе все отличительные черты этого иконографического типа, его репрезентативность и торжественность. Христос представлен прямолично, Его десница в жесте двуперстного благословения отведена в сторону. В левой руке Он держит свернутый белый свиток. Голова Марии чуть наклонена к Сыну, правая рука «Путеводительницы» ровными сомкнутыми пальцами указывает на Богомладенца. Лик Марии даётся чуть удлиненным, с широкой нижней частью, с «греческим», чуть изогнутым носом. Её большие глаза с припухшими, словно набрякшими веками смотрят прямо и скорбно. Высокий выпуклый лоб, и округлые щечки Младенца изображаются очень «детскими», высветлениями переданы даже характерные младенческие складочки на шее. Написанные тёмной охрой волосы Христа разделяются волнистыми светлыми линиями, несколькими тёмными штрихами художник намечает посреди лба короткую мальчишечью чёлочку. Лики написаны по красновато-коричневой основе мягкими полупрозрачными плавями охры с лёгкой подрумянкой. В местах притенений - с правой стороны лика Марии, под подбородком и в глазницах, санкирь оставлен почти неприкрытым. Плотный слой белильных высветлений на щеках и подбородках указывает на конец XVII века, как на время создания образа. Однако моделировка ликов (особенно Богоматери) явно не выглядела изначально столь контрастной, современное состояние иконы проистекает от утраты тонких завершающих охрений, сплавляющих облик воедино, и покровной олифы, объединяющей все слои. Красно-карминный, чуть пожухшего оттенка мафорий Богоматери окаймляется золотой полосой с белыми точками жемчужной обнизи. Отмеченный на очелье и плече Марии золотыми восьмиконечными звездами в форме «процветшего крина», он ложится многочисленными золотистыми и темными складками. Облачение Младенца составляет неяркий голубой хитон, цвет гиматия и пояса с клавами звучит в унисон с красноватым одеянием Матери, но тоном выше, звучнее, (более оранжево). Частые линии золотого сияния на одеждах Младенца, контуры фигур Богоматери и Сына проводятся творёным золотом. Складки мафория Марии создаются имитационным золочением. Создатель иконы Богородицы Одигитрии бережно сохраняет древнюю иконографию и технику старого письма. Блистательное владение линией, гармоничные пропорции величественного, и одновременно проникновенно-грациозного облика выдают руку высокопрофессионального иконописца, соблюдающего законы традиционной художественной системы, и, безусловно, имеющего столичную выучку. Типологически близким для представленной иконы, на наш взгляд, оказывается образ Богоматери Одигитрии Смоленской конца XVI столетия из Государственной Третьяковской галереи, входивший в состав коллекции П.Д. Корина. (1. Сноска) Согласно предположению В.И. Антоновой, коринский образ принадлежит кисти прославленного строгановского иконописца Истомы Савина. Иконы Третьяковского и Томского собрания схожи по многим признакам: обе имеют одинаковый размер и схожий колорит, близкий рисунок и благородные пропорции фигур, личное письмо того и другого памятника создаётся прозрачным охрением, завершенным обильными высветлениями белил. Некоторые детали нашей иконы, если не прямо копируют московский образец, то имеют с ним разительное сходство, например, положение рук Марии и ножек Младенца. В процессе обучения или работы в столичной мастерской автор иконы, оказавшейся в Томске, вполне мог иметь перед глазами образец, (прориси) созданный именитым мастером Строгановых. Икона раскрыта в 1990 году С.Н. Фроловым и В.И. Алексеевым (Иркутск) в мастерской ТОХМ. И. А. Евтихиева
1. В. И. Антонова. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., Искусство, 1966. Стр. 88.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|