|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / К 125-летию «художника Счастья» – Александра Григорьевича ТЫШЛЕРА
![]() Александр Тышлер (14 июля 1898, Мелитополь – 23 июня 1980, Москва) – предтеча искусства нонконформизма, один из самых ярких и самобытных представителей русского искусства XX века. Работа в студии Александры Экстер в Киеве дала ему толчок к активному сотрудничеству в качестве художника-оформителя со многими театрами Москвы, Ленинграда, Минска и Харькова. Театральный мир сформировал творческое кредо и дал основу для живописных произведений маэстро. Сплав бесконечного, необъятного мира фантазии и детских воспоминаний, отточенное и блестящее мастерство сценографа, живописца, графика и даже скульптора, вывели Тышлера в первый ряд самых выдающихся художников своего времени. Судьба Тышлера таинственна и парадоксальна. Он – один из самых причудливых художников эпохи «борьбы с формализмом», человек, не унижающийся до лести властям и до агрессии в адрес коллег, всегда влюбленный и всегда любимый… Удивительно, но факт – знаменитый женский образ (один из них в нашем музее) с фантастическими конструкциями на голове в трактовке самого автора не имел под собой изначально никакого метафорического контекста. Любимый Тышлером мотив, ставший своеобразной визитной карточкой его авторского стиля, был ничем иным, как переработанным воспоминанием из далекого мелитопольского прошлого художника. Тышлер признавался: «Я вырос на юге, у нас всё на головах носили, всё, буквально всё – бублики, пирожки, лимонад, так что эти воспоминания имеют большое значение. Литературщины здесь нет никакой, это архитектурная композиция, чисто образная вещь… У меня вещи изображены совершенно реально, а соединение их с человеком – фантастично. Я люблю писать людей, особенно женщин, но изображаю их, как правило, в необычных и необыденных связях и ситуациях. Соединение с мифом и вещью происходит вне законов перспективы и реальных масштабов. В моих работах женщина иногда может нести на голове целый город». В собрании Томского художественного музея находится его известная «Галатея» (1973), экспонировавшаяся на XLI Венецианской биеннале 1984 года, приобретенная в 1993 году у искусствоведа, вдовы художника Флоры Яковлевны Сыркиной (1920–2000). В 1991 году мне повезло с двойной командировкой на конференции сразу в обе столицы – Москву и Питер. Москва в тот год подарила мне несколько незабываемых встреч, в том числе с Флорой Яковлевной Сыркиной и мастерской маэстро Тышлера на Масловке. Договорившись о встрече, я у метро «Красные ворота» не могла пройти мимо шикарных алых подмосковных роз, что продавала дачница… Купила одну – царицу! Цветок– пожар! Цветок – любовь – для Флоры! Приехала на Верхнюю Масловку – «городок московских художников» дом № 9, где я и ранее была в мастерских известных художников, где находилась моя любимая библиотека, в которой хранились редкие каталоги выставок, в том числе уникальные издания из собрания Д.И. Щукина и М.Ф. Ходасевича. Это разновысотное здание 1930-х годов ассиметрично снаружи и внутри, имеет разномасштабные окна и, естественно, широкие и не всегда светлые коридоры. Разыскивая мастерскую Тышлера, я встретила взрослую миниатюрную даму в черном бархатном брючном костюме и бархатном пажеском берете, у неё – умные, лучистые глаза, фарфоровая кожа лица и губы цвета мой розы. Я, конечно, не удержалась и в одну секунду подарила ей этот единственный цветок. Каково же было наше общее удивление, когда дама оказалась Флорой Яковлевной…Мы провели несколько часов в мастерской: все по известной накатанной схеме – музей и наследник, но было тепло, уютно и были особенные отступления с прищуром умных глаз. Да, коллекция работ Тышлера раннего периода была уже передана в Отдел личных коллекций ГМИИ (в 2017 году она после почти 20-летнего перерыва была показана на персональной выставке в музее), но в мастерской хранилось много театральных и живописных работ. В силу вечной томской стеснённости в средствах я спланировала выбрать лишь одну работу. Мы много смотрели, вспоминали, в результате Флора Яковлевна пригласила меня поехать вместе с ней на персональную выставку Александра Григорьевича в Смоленск, а из живописных работ по системе 100/10/5/1 я выбрала «Галатею»! Она как будто остановила меня внутренним, скрытым и живым взглядом, показала себя, захотела поехать со мной… После моего окончательного выбора хозяйка перевернула картину спиной к свету, и я увидела две марки XLI Венецианской биеннале 1984 года с № 411, № 97809/11, где экспонировалась наша «Галатея» (в разделе «Art, environment, stage» / «Искусство, среда, сцена» / групповая выставка шести советских художников: самыми известными из них были А.Г. Тышлер и Н.П. Акимов). Сыркина оценила и одобрила мой выбор, это было весьма приятно. Флора Яковлевна прожила без Тышлера 20 лет, её не стало в 2000 году… Мы изредка встречались, переписывались. Она считала, что Тышлер жил, не вписываясь в свое время, сам по себе, однако всем интересовался, много читал, слушал музыку – услышав мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда», он не мог оторваться от радиоприемника. Она всегда была мне интересна! Позже, прочитав воспоминания дочери Тышлера Беллы «Мой отец – великий Тышлер», я поняла некоторые двусмысленности, оговорки и улыбки великой Музы Тышлера – Флоры, с которой мне повезло быть знакомой. РАБОТЫ А.Г. ТЫШЛЕРА В ТОХМ: ГАЛАТЕЯ. 1974 Холст, масло. 74х60. Слева внизу: 74 А.Тышлер. На обороте две наклейки Венецианской биеннале 1984 г.: с № 411, № 97809/11. Пост. в 1993 от Ф.Я. Сыркиной (Москва), вдовы художника. Выставки. 1996 Новых поступлений ТОХМ, № 218, 2023 выставка одной картины ТОХМ. Каталоги и путеводители музеев. ТОХМ 2012, с. 117; Путевод. ТОХМ 2014, воспр. с. 116. Литература. Словарь русского искусства, воспр. с. 477; Сокровища ТОХМ 2004, с. 47, 49, 63, воспр. с. 49. Ж-1549
РИСУНОК К СПЕКТАКЛЮ ПО ПЬЕСЕ ТХАЙ ДЯН ЧУНА «ЮЖНЕЕ 38-й ПАРАЛЛЕЛИ». 1951 Бумага, карандаш. 27,7х20. Справа внизу: А. Тышлер «Южнее 38-й параллели. 1951. Пост. в 1990 от И.М. Эзраха (Ленинград). Г-975 Постановка спектакля, над сценографией которого работал А.Г. Тышлер, была осуществлена на сцене Московского драматического театра и посвящена истории КНДР. Тхай Дян Чун (1911–1960), кореец, советский писатель, драматург. Жил в Приморском крае, Казахстане.
ЛИСТ № 3. СЕРИЙНЫЕ УБИЙСТВА. ИЗ СЕРИИ «РАССТРЕЛ ГОЛУБЯ». 1964 Бумага, литография. 40х62,3. Пост. в 1996 из МК РФ. Г-2424 В литографической аллегорической серии «Расстрел голубя» художник обращается к теме непосредственного столкновения зла и добра, где первое вооружено, а второе – беззащитно. Т.Н. МИКУЦКАЯ. 2023
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|